Наш клуб | Игры | Оружейная | Думки | Галерея | Дороги | | Мастера |

Оружейная мастерская.

Шлемы - история.

В течение столетий оружейники пытались противопоставить средствам нападения эффективные средства защиты и наоборот. Этот процесс постоянно находился под влиянием технических достижений. На исходе античности казалось, что средства нападения далеко превзошли средства обороны. Меч германцев, галлов и т. п. был выполнен из более прочного железа, его клинок стал длиннее, древковое оружие мощнее и эффективнее, ударное — стало общеупотребительным.

Большое значение приобрело метательное оружие — луки, пращи и др. Всему этому страшному оружию нападения можно было противопоставить весьма скромные средства защиты: маленький шлем, который своей формой напоминал римский шлем поздних времен, кожаное платье, обшитое пластинками или чешуей из железа, бронзы или рога, а также щит, который мог выдержать удар топора. Усердие, с которым пытались устранить это несоответствие, проявлялось главным образом в изменениях формы шлема, в период с раннего средневековья до нашего времени.Бронзовый шлем. Найден в захоронении под Сесто-Календе (без изображенного здесь гребня). Датируется примерно IV в. Музей Миланской академии.

Головной убор италийских воинов в начале средневековья состоял из полукруглой тульи, выполненной из бронзы или листового железа, склепанного из нескольких частей, к нижнему краю которого прикреплялись горизонтальные узкие поля. Посредине спереди назад проходил листообразный разукрашенный гребень — смутным напоминанием о шлемах времен процветания Рима. С незначительными изменениями эта форма шлема существовала с гальшгадтского периода, т. е. с V века до н. э. до великого переселения народов. Намного проще был шлем воина варварских народностей V века. Он представлял собой низкий колпак конусообразной формы, изготовленный из ряда пластин, склепанных вместе. К краю его подвешивалась бармица, из кольчуги или кожи, обшитой кольцами, прилегавшая под подбородком к шее. Древнейшая форма этой бармицы встречается на Востоке.

Только немногие шлемы раннего средневековья, найденные в Германии, имеют этрусские или азиатские формы, что указывает на незначительность античного влияния на германцев. Герулы и лонгобарды были первыми, кто стал пользоваться железными шлемами, поскольку оба племени на южных склонах Альп уже давно занимались производством металла.Каркасный шлем, так называемый 'кабаний'. Железные ленты местами украшены серебром; ребра каркаса соединены роговыми пластинами; фигурка кабана вырезана из железа, с бронзовыми глазами. Найден в могильнике под Монайджешем (Дербишир), Германия VII в.

У германцев шлемами обладали только знатные особы. Шлемы состояли из медных и, нередко, роговых пластин, укрепленных на железном каркасе. Один из таких каркасных шлемов был найден в могильном холме под Монайджешем в Дербишире. Он уже снабжен железным наносником с серебряным крестом. На макушке шлема укреплена фигурка кабана из железа. Это типичный каркасный шлем, который играл у германцев значительную роль во времена перехода от язычества к христианству и неоднократно упоминается в балладе о Беовульфе.Так, в это время стали появляться геральдические знаки, немецкое происхождение которых здесь проявляется весьма четко.

С V по X век в итальянских городах-государствах восточное влияние в попытках защищать голову было еще незначительным. Входит в употребление кальчужный капюшон, соединенный с хаубертом, а шлем сохраняет черты своего классического, античного происхождения. На миниатюрах Золотой псалтыри из монастыря Санкт-Галлен (Швейцария) конца VШ века воины изображены в шлемах с широко выступающими полями и длинным назатыльником. На лбу поля загнуты вверх и образуют .впереди выступ. Простые воины носили шлемы без гребней, знатные — с гребнями в форме листьев, как это было принято во времена Рима. Такие же изображения шлемов встречаются на миниатюрах в Библии из собора Св. Павла (Рим), ЕХ века, а также в Евангелии Лотаря и Библии Карла Лысого из Лувра.

В Х веке античное влияние заметно ослабевает, шлемы становятся высокими иостроверхими, снабжаются развитыми затыльниками, нащеч-никами, которые с обеих сторон защищают уши и щеки.

Слева - шлем Святого Вацлава, чешского князя (ок. 907-929 гг.).  Хранится на внутренней стороне алтаря Св. Вацлава в соборе Св. Вита в Праге. Справа - медный шлем, склепанный из двух половин. Обрамление в виде короны, а также большая трубка для перьев носят следы золочения. Найден при раскопках в Гице (польск. - Геч) в провинции Позен (Познань) на территории крепости, разрушенной чехами в 1039г. XII в. Музей любителей наук в Позене (Познань).

Эту конусообразную форму, как мы можем видеть в рукописи Аврелия Пруденция, они обретают около 1000 года. До этого времени шлем состоял из мягких частей, изготовленных из кожи, и только полоса, проходившая от лба к затылку, венец и науши были металлическими. Подобный головной убор не мог обеспечить достаточную защиту от оружия нападения того времени и среди воинов не пользовался особой популярностью. Так и у германцев на миниатюрах Х века пехота изображена без шлемов, одетая только в хауберт Значительные усовершенствования шлема появляются около середины Х века, бесспорно влияние Востока. На ковре из Байе видны одинаково одетые как англосаксы, так и норманны. На них кожаный панцирь, обшитый металлическими пластинами или кольцами. Голова защищена хаубертом, поверх которого надет конусный шлем, прообраз более позднего бацинета с забралом. Древнейшим образцом этой формы является шлем Святого Вацлава в сокровищнице собора Св. Вацлава в Праге.

Он еще склепан из нескольких частей, впереди к краю прикреплен железный наносник. Эта форма шлема, пришедшая с Востока, сохранилась до ХVII века у арабов, персов и тюркских народов. В XI веке в северных странах и Италии используется шлем такой же конусообразной формы,чаще всего тоже с наносником (нем. Naseneisen). На Севере он изготавливался из меди, состоял из двух половин и был украшен бронзой или позолотой.Слева - шлем Генриха Льва, герцога Саксонского и Баварского (1129-1195). Коллекция герцога Камберлендского в Гмундене. Справа - шлем, выполненный из одного куска железа. Рубеж XI-XII вв.

Хотя от ударного оружия такой шлем защищал мало, форма его стала значительным шагом вперед. Такая форма шлема сохранилась до ХII и даже до ХIII века. В конце XI века появляются цельные шлемы, изготовленные из одной пластины. Этот факт доказывает быстрое развитие кузнечного искусства в то время. Круглому куску чистого железа в раскаленном состоянии сначала при помощи тяжелого молота придавали вогнутую форму, которую затем доводили ручными молотами на наковальне. На Востоке этим искусством владели задолго до Х века. Век ХII сопровождался лихорадочным стремлением улучшить форму шлема. Появлялись шлемы яйцеобразные, конусообразные, сферической формы и далее цилиндрические, с плоским верхом. Дольше всего сохранялась первая форма под названием (хотя и неточным) норманнский шлем.

Всем этим формам был присущ железный наносник, который со временем становился все длиннее и шире, а в Германии появилась даже прочная заслонка для лица - или наличник (нем. Visier). Отчетливее всего видны изделия оружейных мастеров на миниатюрах из коллекции Геррада Ландс-бергского. В этот период широко распространяется обычай украшать шлемы золотом и драгоценными камнями. Среди всех этих беспорядочных попыток усовершенствовать шлем практический опыт первого (1095-1099) и второго (1147-1149) крестовых походов сыграл решающую роль и за удивительно короткое время вызвал значительные изменения в форме шлема. Появляется цилиндрический или даже полукруглый по форме шлем большого объема, охватывающий голо ву полностью, причем обитая изнутри подкладкой макушечная часть его ложится на кольчужный капюшон.

Теперь лицо полностью защищено стенкой шлема с вырезами для глаз или смотровой щелью. Часто пробиваются также отверстия для доступа воздуха. В результате появился так называемый горшковый шлем, служивший в разных формах головным убором рыцарей с середины ХП до XIV века. Своему возникновению горшковый шлем обязан чрезвычайно опасному действию сарацинских боевых палиц и секир, от которых неповоротливые крестоносцы сначала вовсе не могли защититься.Высокий горшковый шлем с открывающимся забаралом и остатками подлинной бармицы. Из церкви в Норфолке, XII в. Дворец Александры.

Первые горшковые шлемы еще прилегали к голове. Забрало, открывающееся как дверка, было спереди пробито отверстиями для облегчения дыхания, для обзора оно имело смотровую щель. Горшковые шлемы французов и англичан в первой половине ХШ века изображались с совершенно плоским верхом, в то время как верх немецких шлемов был закруглен. С появлением горшковых шлемов в рукописях появляются намеки на их крепление к ха-уберту при помощи кожаных ремней. На затылке с помощью ремешков привязывались к кольчужному капюшону и норманнские шлемы, какими мы можем видеть их изображения на печатях. К концу ХШ века макушка шлема становится конусообразной, стенка становится изогнутой по форме черепа. Отчетливее всего видна принятая около 1340 года форма горшкового шлема на рисунках из кодекса Балдуина Трирского. Важность этого источника для истории оружейного дела мы еще подтвердим ниже.

В Италии на Горшковых шлемах появляются сначала окна для доступа воздуха в виде четырехугольных вырезов со стороной примерно 10-12 сантиметров. Окна закрывались при помощи железной дверки и маленького засова на правой геральдической1 стороне шлема. Это приспособление также свидетельствует об усилиях обеспечить воину необходимый доступ свежего воздуха.Горшковый шлем с окидной лицевой частью. Конец XII в. Национальная коллекция в Лондоне.

В этот же период все решительнее входит обычай украшать макушку шлема фигурками наподобие каркасного шлема. Фигурки теперь становятся выше и с большого расстояния бросаются в глаза. Первоначальная цель их состояла в распознавании своих воинов, одетых в подобные шлемы, т. к. их лица были закрыты личинами или кольчугой. Чувство собственного достоинства привело к сохранению этих знаков опознавания и к почтительному отношению к ним. Фигурные изображения выбирались сначала совершенно произвольно. Позднее они стали постоянным знаком воина, его рода, и геральдическими фигурами которые начинают изображать и на щитах.

Эти геральдические фигуры были выполнены из кожи, которой придавалась необходимая форма. Кожа обклеивалась холстом, на который по меловой грунтовке наносили темперные краски или золочение. Эти геральдические фигуры, как и легкие деревянные щиты и кожаные попоны для лошадей, составили особый предмет геральдического искусства. Следы крепления таких фигур встречаются на старых шлемах - отверстия макушечной части. В первой половине XIV века оснащение боевых шлемов геральдическими фигурами еще не является общепринятым.Горшковый шлем Эдуарда, Черного принца (1330-1376). С его гробницы в Кентерберийском соборе.

Шлемы с геральдикой используются только на турнирах. В кодексе Балдуина на изображениях битв геральдические знаки встречаются только на одной гравюре - на листе 34. Если посмотреть на горшковый шлем с точки зрения его практического использования, то мы должны признать, что, несмотря на все признаки прогресса, топ-хельм для воина бил крайне обременителен. В летнюю жару всаднику угрожала опасность задохнуться под своим шлемом. Поэтому обычно его носил оруженесец, или же он висел на цепи, один конец которой крепился к шлему, а другой на груди воина. Так был найден выход из положения, но только из одного. Мучение воина привело к тому, как уже упоминалось выше, что в конце XIII века в передней стенке шлема стали делать отверстия по величине лица и закрывать его забралом, которое откидывалось вбок, как форточка, на шарнирах или поднималось и опускалось по пазам. В забрале делали вентиляционные отверстия.Горшковый шлем с украшением в виде рогов. Статуетка всадника, найденная при раскопках на острове Тексел. Нач. XIV в. Коллекция Сикса в Амстердаме.

Горшковый шлем носили сначала поверх стеганого колпака из кожи. Позднее, в конце XIII века, всадник носил под шлемом низкий колпак в форме чаши - черепник, или бацинет, к которому крепилась бармица, свисавшая на плечи. Самые ранние бармицы еще плотно прилегали к шее, более поздние, с XIV века, спадали свободно. Последний тип кольчуги имел существенные преимущества, т. к. свободно свисающая ткань существенно ослабляла удар. На одной стороне передней стенки горшкового шлема, обычно на правой, реже на обеих, пробивались отверстия в форме креста. Они служили для крепления цепи. Шлем крепился к броне цепью.Слева - горшковый шлем. Из собора в Херефорде, позже хранился в коллекции Мейрика. XIV в. Настоящее место хранения неизвестно. Центр - горшковый шлем с остатками крепления геральдической фигуры - вероятно, головы орла. XIV в. Музей артиллерии в Париже. Справа - шлем с геральдической фигурой, принадлежавший Хайме I Завоевателю, королю Арагона (1208-1276). Выполнен в восточном стиле. Музей Армерия Реаль в Мадрида.

Слева - горшковый шлем. Из собора в Херефорде, позже хранился в коллекции Мейрика. XIV в. Настоящее место хранения неизвестно.

Центр - горшковый шлем с остатками крепления геральдической фигуры - вероятно, головы орла. XIV в. Музей артиллерии в Париже.

Справа - шлем с геральдической фигурой, принадлежавший Хайме I Завоевателю, королю Арагона (1208-1276). Выполнен в восточном стиле. Музей Армерия Реаль в Мадрида.


 



<< >> << >> << >>


Нужна справка о несудимости