Наш клуб | Игры | Оружейная | Думки | Галерея | Дороги | Гостевая | Мастера | Форум

Мастерятник.

Статьи  
КАК МЫ КЛУБНО РЕКОНСТРУИРУЕМ ВОЕНУЮ ИСТОРИЧНОСТЬ :

Автор: Harold Joker

  "Все это было так же запутано, как разбирательство в Прецедентном суде по Статуту короля Эдуарда III, каковой Статут основан на прецедентах из Саксонского и Норманнского кодексов, двояко и по-разному восходящих к древнеримской трактовке греко-египетских Уложений, на  которые в доисторические времена повлияли обычаи и обряды,  бытовавшие в бассейне Евфрата, если не Инда.
В чем-то это весьма смахивало на заполнение анкеты по подоходному налогу."
Дж. Кольер. Дьявол, Джордж и Рози

 

6picbig.jpg (116668 bytes)

 

В названии данной статьи с рекламной целью намерено допущено несколько неточностей. Если подходить достаточно дотошно, то ко всем словам заглавия, за исключением разве что первого, вполне возможно предъявить разного рода пре-тензии. Так, например, под словом "мы" можно понимать и небольшую компанию, в коей интересно заниматься той или иной исторической реконструкцией, т. е. этот самый пресловутый "клуб", и отдельного увлекающегося человека (сам себе злоб-ный клуб), и все Военно-Историческое Клубное (ВИК) Движение в целом. "Клуб-ное", конечно же, не имеет никакого отношения к благородному растению карто-фель, речь идет об этой самой компании из Одного-Нескольких-ВесьмаМногих людей. А уж слово "реконструкция"... Все-таки, с авторской искренней точки зре-ния, идеи и установки Движения несколько отличаются от археологических, посе-му хотя эти самые претензии к историчности "реконструкций" вполне обоснован-ны, но вот только люди, участвующие в этом самом ВИК'е, делают сие по собст-венному желанию, хочется им, поэтому требовать от них соблюдения нюансов вроде вышивания кружева по краям гульфиков по меньшей мере неправильно. Не для музея стараемся - для себя. И то хорошо, что появляются команды, осознаю-щие, что поднадоевшие армейские ботинки и кирзачи уже выходят их моды, и стильные, сшитые из кожи сапожки выглядят получше, и, что не менее интересно - ага, "историчнее"! Люди, участвующие в Движении, весьма разные, и порой зна-чительно отличаются по собственным возможностям и желаниям. Что же касается претензий к слову "военная", то в последнее время интерес Движения начинает несколько выходить за эти рамки (пишу, естественно, о российской части Движе-ния), хотя как основу и пока базисный приоритет сие слово свое значение в аббре-виатуре ВИК еще сохраняет.
Прежде всего хочется отметить исключительную субъективность данной ра-боты. Не претендуя на всеохваченность темы, Автор попытался изложить накоп-ленные мысли по поводу собственного пятилетнего пребывания в ВИК Движении. К возможным огрехам в части изложения исторической хроники развитии Движе-ния заранее прошу быть снисходительным.
Немного истории. В конце 80-х - начале 90-х гг. в европейской части СССР стали образовываться первые известные мне команды, которых можно отнести к средневековому разделу Военно-Исторического Клубного Движения. Это, в пер-вую очередь, Староникольский орден, основанный в Подмосковье Андреем Пар-феновым, нашим, так сказать, общим папой, московские "Романтьеры", саратов-ский "Ливонский орден", белгородская дружина. Чуть позже появились команда в Пензе - славный Удача Андреич и его "Засека", в Туле - "Железная роза", и посте-пенно поползла зараза распространения по всей стране. В 1992-м, кажется, году, состоялся и первый из известных мне железных турниров. У Парфенова в то время (или чуть позже) был свой деревянный замок, разломанный впоследствии местны-ми доброхотами. Сейчас уже трудно сказать, что тогда лежало в основе - Андрей мне говорил, что, например, Вальтера Скотта он прочитал гораздо позже. У него был, кажется, определенный толчок в жизни и свой учитель, но, закладывая эту са-мую основу, он тогда не подозревал о ролевых играх и вряд ли думал о сцениче-ском фехтовании. На мой взгляд, это был своего рода романтический порыв - по-пытка в какой-то степени восстановить свои некоторые, во много наивные и идеа-лизированные, представления о средневековом рыцарстве. Первые ВИК-команды были рыцарскими орденами именно поэтому. Чуть позже появилась информация о схожем движении за рубежом, об устраиваемых там турнирах и фестивалях. Пар-феновские турниры, на мой взгляд, действительно пытались воссоздать эту самую романтическую обстановку. А уж потом что из этого выросло - то выросло.
Развитие Движения шло параллельно с развитием системы ролевых игр, и до определенного времени эти две линии, скажем так, своеобразного времяпрепрово-ждения, не пересекались. Потом, обнаружив друг друга, возникли команды, весьма деятельно творящие в этих обеих линиях, и клубы, "понемножку" и там и сям ба-лующиеся. О некоторых сходствах и различиях двух систем поговорим ниже.
Сейчас Движение достаточно велико, интересы его участников широки и об-ширны. Это и участие в турнирах, фестивалях, воссоздании проходивших на терри-тории страны исторических битв, приятных сердцу тусовках в антуражной или не очень обстановке, да и просто проведение досуга с неким оттенком реконструктор-ства. Далее постараюсь последовательно в меру знаний и способностей сие разъяс-нить.
Итак, участников Военно-Исторического Движения, его средневековой со-ставляющей, насчитывается в нашей стране несколько сотен человек, вероятно, счет уже идет и на тысячи. В принципе, судя по тому, как и откуда возникает ин-формация о разнообразных клубах по всей территории России, это не предел, гм, процесс пошел. Несколько лет одному приятелю, кажется, с весьма бодрого на-строения приснился крезовый сон с участием, дословно, "римских легионеров с Анадыря". Возможно, такие уже есть и на самом деле. Людей много, информации не так чтобы очень, у каждой компании свой собственный взгляд на то, что такое это самое ВИК Движение, с чем его едят и что там пьют. Впрочем, с последним пунктом дело обстоит как раз несколько попроще...
Что сразу хотелось бы выделить в большой массе известных и не очень из-вестных мне клубов. Прежде всего - это любительское отношение к предмету. Лю-ди приходят в Движение потому, что это им нравиться. Это основное, отсюда про-израстает и все остальное. Да, в принципе, кому-то повезет с выступлениями или продажей доспехов-барахла, на этом можно подзаработать какую-то денежку, но лишь единицы выбирает сие поприще себе в профессию - может, это и хорошо? Все-таки, одно дело, когда тебя бодренько, с энтузиазмом рубит мечом такой же любитель, и другое, когда с тобой холодно расправляется профессионал с соответ-ствующим отношением к выбранному призванию. Из основополагающего утвер-ждения, что человек занимается потому, что ему это интересно, вытекает и отноше-ние к собственным костюмам и доспехам ("А мне это надо?"), к профессиональной рубке ("Мы не спортсмены, мы swordсмены"), да и просто к обычному времяпре-провождению в русле Общей Идеи ВИК Движения ("Водка - это та же вода, только что-то в ней не то..."). (Небольшая пауза на осмысление предыдущей фразы.) Не хотелось бы никому навязывать собственное мнение, поэтому просто отмечу, что взглядов на то, что такое Движение, каковы его принципы, приоритеты, что такое ВИК-команда и на прочие интересные вопросы существует множество - примерно столько же, сколько и объединенных этим Движением людей. Лично я буду выска-зывать собственное мнение, в чем-то, быть может, и ординарное, в чем-то частично заимствованное у других, не претендуя на знание всего и вся. К настоящему време-ни в средневековой части отечественного Военно-Исторического Движения сложи-лись две основные тенденции, привлекающие на свою сторону значительные массы народа (эк как загнул, а?). Одну можно охарактеризовать как спортивную, вторую, скажем так, как фестивальную. Турниры, поначалу задумавшиеся как своеобразное возрождение рыцарских традиций, постепенно стали носить все более спортивный характер. Соответствующим образом менялись как турнирные правила, так и мане-ра, стиль поведения бойцов на ристалище. Не берусь судить, хорошо это или плохо, весьма и весьма многие нашли себе интерес именно в этой системе. Параллельно с этим развивалось и другое направление, как правило, основанное из старых клубов, участвовавших как в первых рыцарских турнирах, так и в последующих, и, если так можно сказать, пресытившихся исключительно только железомаханием. Впрочем, существуют команды, активно участвующие и в том и в другом направлении, но та-ковых немного, не у всех хватает энергии, возможностей и желания восседать сразу на кресле и табурете (а уж что есть ху - решайте сами). Основной разлом между двумя направления проходит по рубежу, скажем так, бойцовости и прикинутости. Под первым понимается спортивный уровень человека, его физические и волевые качества, помогающие побеждать противника в порой достаточно жестком турнир-ном бое, прямая апелляция к "мужиковости-ты-или-не-мужиковости". Под вто-рым.gif - скажем так, некое реконструкторство внешнего (и не только!) облика, включающего как доспехи, оружие, одежду, так и выпендрежное барахло типа су-мочек, ложек и прочих в общем-то мелочей, столь сильно подчеркивающих особый колорит данного направления. Лозунг первых: "Человек он неплохой, но как бо-ец..." (поджав губы, морща нос и обретя соответствующе тоскливое выражение глаз, несколько раз не спеша покачать чуть наклоненной головой из стороны в сто-рону). Встречный девиз: "Ребятки хорошие, но прикинуты так себе..." (снисходи-тельная интонация говорящего имеет легкий оттенок сочувствия, как будто речь идет о раздавленных жизнью несчастных жертвах городской помойной цивилиза-ции трущоб и вокзалов). Для предпочитающих спортивные турниры приоритетным является победа и та самая демонстрация бойцовых качеств - и во многом в жертву им приносятся все остальные составляющие Движения. Те же доспехи, костюмы должны быть удобны для ведения турнирного боя - и порой здесь речь об историч-ности можно вести весьма и весьма условную. Для представителей фестивального направления более важным является как раз внешняя сторона, как выглядит чело-век, какие у него доспехи, костюм, те самые интересные стильные мелочи, и, нако-нец, насколько все это исторично, хотя этим интерес не исчерпывается. Понятно, что все же и здесь большинство людей не являются профессиональными историка-ми, а посему придраться можно ко всему. Впрочем, как гласит известная армейская поговорка, у любого примерного сержанта можно найти нарушений на двадцать дней гауптвахты, а посему будем снисходительны. Уж во всяком случае, с этой са-мой внешней точки зрения представители фестивального направления выглядят ин-тереснее своих коллег по цеху, извиняюсь, тренировочному залу, уступая им в шу-стрости шинкования соперников (речь идет о лучших, ярких представителях обоих течений, середнячок же и в Африке середнячок. Гм, вот только что он там реконст-руирует, в этой самой Африке?..). Что же лучше/хуже? Мне кажется, что оба на-правления имеют право на существование и дальнейшее развитие (как будто у меня кто-нибудь чего-нибудь спрашивает!), главное, чтобы ни одно явно не превалиро-вало и не подавляло другое - например, в законодательном порядке. Живи сам и да-вай жить другим! Желательно, конечно, чтобы не разного рода действиями не опо-шлялось и вообще не бросалась тень на Движение - ну что же, благими пожелания-ми существует человек (скромный намек на причисление Автора к Homo sapiens'ам...)
Что такое турнир? На несколько дней, как правило, захватывающих выход-ные, его организаторы устраивают особое мероприятие, в ряде случае открытое, то есть с привлечением зрителей, иногда - для своих, но, например, с показательным выступлением для города, принимающего славную эстафету. Высылаются пригла-шения, проводятся определенные организационные действия, съезжаются команды. Такой печально необходимый атрибут жизни, как деньги - неотъемлемая часть ор-ганизационных забот и волнений господ устроителей. Целью турниров является выяснение наиболее сильного в рамках принятых правил по ряду номинаций. Клас-сической раскладкой номинаций можно считать все тот же Белгород - бой с мечом (меч, меч со щитом, топор со щитом), копейные бои, соревнования лучников. Поз-же некоторые устроители разграничили основную "железную" номинацию на бой с мечом и мечом со щитом. В последнее время у ряда команд-устроителей появилось еще и деление на весовые категории (правда, пропали куда-то копья-луки), гля-дишь, появятся еще фиксирующие видеокамеры и датчики - ну прямо-таки исклю-чительная реконструкция рыцарских турниров! Вообще-то, единых правил нет, есть определенные базисные подходы, которых придерживается большинство известных Автору команд. Так как сейчас на дворе не совсем чтобы средневековье (согласно календарю, во всяком случае), то биться до смерти или первой крови да еще и с братом-любителем в общем-то не принято - народу на второй турнир не соберешь. Поэтому как-то само по себе возникли общие идеи, что победителем считается че-ловек, или набивший определенное количество ударов раньше соперника (скажем, пять ударов), или наибольшее количество в течении ограниченного времени (на-пример, двух минут). Это понятнее, и считается вроде бы легче. Удар все же счита-ется "доведенным", то есть громогласно принятым о доспехи соперника. Так как далеко не всякий согласиться, чтобы по нему били железным дрыном килограммо-вого веса, то еще рано говорить о введении исторического фехтования в состав ближайших Олимпийских Игр (скорее уж, в Параолимпийские... - мрачно шучу). Из угрозы получения дрыном по себе-любимому вполне логично вытекает естествен-ное желание защититься - и бойцы одевают доспехи весом около 20 кг и более. Вполне по Дарвину: захочешь жить и веселиться - натренируешься и упакуешься как следует. Впрочем, уровень травматизма здесь не так чтобы и высок (тьфу-тьфу-тьфу!), пугать, в общем-то не чем. Правила направлены все же на выявление силь-нейшего, а не маньяков, да и доспехи в целом неплохо защищают от разрешенных ударов. Большинство травм, насколько я знаю, связано с недостатками доспехов или откровенной дуростью травмополучателя. Когда занимаются Движением в ос-новном любители, то вряд ли кто станет калечить и убивать - люди не так поймут, да и не нужно это. И пока на кону нет денежных или крутых материальных призов - то, скорее всего, так оно и будет.
На мой взгляд, турниры все более приближаются к спорту. Своеобразной им альтернативой являются проводимые фестивали. Здесь, как правило, нет жестокой рубки за приз-чемпионство-ИЕщеЧертЗнаетЧего.. Народ общается в интересной своей компании, устраивает показательные представления для встречающей сторо-ны, совместные групповые схватки. Одним из наиболее интересных для Автора бы-ла видеозапись (сам, эх, не побывал!) фестиваля, прошедшего в городе Выборге этим летом, когда в стенах городского замка (не в цирке, спортзале, свалке, теннис-ном корте или доме пионеров - места устроения некоторых турниров) проводился весьма впечатляющий групповой бой человек 35 на 45, с небольшими пушками, лучниками и каким-то небывалым азартом. Черт побери, и я хочу поехать в Выборг на следующий год! Участники фестивалей, как правило, гораздо лучше, что назы-вается, "прикинуты" (речь идет о доспехах, костюмах и тех самых колоритных ме-лочах) турнирующихся коллег, но и, теоретически, не имеют такой четко выражен-ной цели - победы. Сюда люди приезжают общаться и отдыхать, поэтому главной идеей фестиваля можно назвать известную фразу насчет "себя показать, других по-смотреть". Фестивалирующие (да позволите мне некую вольность с Великим Могу-чим - так хочется!..) более свободны в проведении досуга, несмотря на обязательно имеющуюся программу фестиваля. Показательные (в не всегда исполняемом идеале - еще и заранее отработанные и поставленные) бои гораздо интереснее и привлека-тельнее для зрителя, чем реальная молотьба турнира, да и в целом менее травмо-опасна. Фестивали, как правило, проводятся в соответствующей обстановке (тот же самый замок, или житие на природе в палатках, круче - шатрах, и так далее), более способствующей осознанию участниками славного реконструкторского духа. Вполне естественно, что между сторонниками различных форм выражения прове-дения досуга иногда возникают определенные, э-э-э, порой неодназначные взаимо-отношения, проходящие опять же по разлому "бойцовости" и "прикинутости".
Помимо фестивалей - больших, красивых дорогостоящих мероприятий, как правило устраиваемых с соизволения и спонсорской поддержки глав администра-ций или даже государств - существуют и менее значительные формообразования, близкие им по духу, кои мы осмелимся назвать нехорошим модным словом "тусов-ками". Это своего рода мини-фестивальчик, когда ребятки, в нем участвующие, просто-напросто скидываются, затариваются едой-питьем, ставят в глуши палатки и осуществляют проведение досуга "для себя", без зрителей и сочувствующих.
Турниры, фестивали и тусовки - это так сказать, внешняя форма выражения. Проводятся они не так чтобы часто, и вряд ли рядовой участник Движения ездит на них чаще трех-пяти раз за год, скорее всего, еще реже. Вместе с тем, идет и, если можно сказать, рутинная жизнь? работа? данных клубов и отдельных участников ВИК Движения, в процессе которой они готовятся к выездным мероприятиям. Лю-ди шьют себе костюмы, тренируются, клепают доспехи, участвуют в местных вы-ступлениях. Вообще, ВИК команду можно назвать своеобразным сочетанием клуба "Сделай (купи) сам", фехтовальной секции, немного - артистической студии и, главное, клуба по интересам. Сначала человек приходит в команду, заинтересован-ный красивым маханием мечами ее участниками на городском празднике или статьей в местной прессе (средства массовой информации - могучий помощник в деле распространения о себе полезных, красивых и неправдоподобных сведений), затем вживается (или не вживается) в коллектив, а потом начинается самое для Ав-тора интересное - это пресловутое "общение". Тот же турнир - замечательное место для проверки командности, выработки чувства локтя у коллег по клубу. Не все вы-держивают эту проверку, на этот счет есть немало и вполне серьезных, и весьма за-бавных историй. Забавные все же штуки, эти локти и их пресловутые чувства...
Теперь насчет некоторых черточек сходства и различия между участниками ВИК Движения и поклонниками ролевых игр. Прошу по прочтении высказываемых идей из лука по Автору не стрелять, мечом по беззащитному не бить и вообще хи-тов не снимать - и так жизнь тоскливая. Основное, на мой безумный взгляд, что объединяет данные течения - это наличие определенного рода элемента игры. Нель-зя с серьезным упрямством утверждать, что вон тот недоучившийся студент - ка-кой-нибудь витязь, а вот этот дворник на самом деле знатный барон. Ну, или не очень знатный... Зрители тоже хотят видеть в бойце славного воина, а не достослав-ного Васю Плиткина в вечной кольчуге, норманнском шлеме, тренировочных шта-нах и кирзачах. Таково желание окружающих - или непосредственных участников, коим надоели кирзачи и прочие причиндалы конца XX века, - влияет на.gif созна-тельных, и те начинают чуть принаряжаться, и сие стремление влечет за собой уча-стие красивых дам, гарцующих лошадей, пушек, стреляющих холостыми, каких-то своих пока корявых представлений о рыцарском этикете и так далее - это же здоро-во! Ролевые игры и участие в ВИК Движении можно рассматривать и как опреде-ленный уход от забот реального мира - не совсем, конечно, без тех же пошлых де-нег и законов серой многоэтажной городской цивилизации прожить несколько сложновато. Уход (пусть и на пару выходных) - это своего рода отдушина, "наш от-вет Чемберлену", если хотите. Достаточно схож социальный и возрастной состав участников обоих течений - школьники старших классов, студенты, работающая молодежь, то есть люди, еще не обремененные семьями, построением карьеры и прочими забавными атрибутами цивилизации, проживающие, в основном, в круп-ных городах, и способные отправиться куда-нибудь за город поразвлечься, подра-зумевая под последним не только водку, рыбалку или опять ту же водку, а какое-нибудь самостоятельно разыгранное действо - игрушку, турнир али еще чего. Мож-но, конечно, просто накачаться в ближайшие выходные пивом, а можно и отдох-нуть в компании соратников по духу в соответствующей обстановке. Очередная же пьянка вряд ли вам запомнится - лишний камень в ваш огород, то бишь почки, а тут зрелище, которое, при умелой его организации, вы будете вспоминать и через не-сколько лет. Да и не все пьянки показывают по центральному телевидению, и не о всех шашлычных походах в лес пишут газеты - это, так сказать, оборотная, наряд-ная и привлекательная сторона турнирного или фестивального мероприятия. Есть еще ряд нюансов, касаемо сходств и различий любителей ролевых игр и железома-хания. Например, стремление несколько изменить себя, свой обыденный "ымыдж", одеть стильный костюм или натянуть на себя громыхающие доспехи с целью этого самого "ухода от цивилизации" на week-end. В унылой городской жизни вон тот па-рень - простой студент третьего курса, а в ВИК'е - победитель последнего крутого турнира, гроза ристалища. Естественно, функциональное различие у этих доспехов весьма различно, фантазии поклонника ролевых игр не ограничены ничем, кроме собственных возможностей и воображения, ВИК Движение все же предполагает хоть какую-то историческую основу, что сужает круг применяемых материалов и повышает требования к внешнему виду доспехов и костюмов, да и дрыны, коими вас бьют, тоже несколько иные... Ролевыми играми могут заниматься и одиночки, объединяясь с сотоварищами лишь на период непосредственного проведение игро-вых действий, в Движении все же легче существовать компаниями - от нескольких единиц до десятков людей: кто-то лучше прочих делает доспехи, кто-то разбирается в истории, кто-то (не будем показывать пальцем, ладно?) бодро треплется на задан-ную - и не только заданную! - тему, кто-то хорошо владеет мечом, у кого-то есть швейная машинка (если обратите внимание, во избежание лишних недоразумений Автор поостерегся приводить фразу "кто-то имеет швейную машинку"?), а кто-то умеет шить - или (в случае криворукого по части шитья парня) дружит с прелестной девушкой, обученной сему ремеслу, - и так далее, и разделение и общность проис-ходит не только по рубежу кто чего умеет или не очень умеет, есть еще ряд харак-терных черточек. Далее, мероприятия ВИК Движение имеют выход на посторонне-го, на зрителя, ролевые игры больше замкнуты на своих участниках. И вместе с тем между ними действительно есть много общего (см. абзац с начала).
Пожалуй, уже можно говорить об определенной... э-э-э... субкультуре, в среде которой общаются между собой представители Движения. Это песни, элементы (гм-гм) этикета, шатры-пушки-арбалеты, прекрасные дамы, турнирные правила, су-действо, слэнг, словом, своя атмосфера.... Все это не есть нечто отдельное друг от друга - оно появилось само собой, живет и развивается. Одним из ответов на ряд правил, когда победитель определяется, кто быстрее наберет небольшое количество очков - например, когда два удара наносятся почти одновременно, разница состав-ляет доли секунд, где и проявляются широкие перспективы для справедливого и не очень судейства, - так вот, в ответ родилось мрачноватое "Бой я проиграл, но мой соперник умер". Без такого рода самокритичного подхода порой сложно выходить на ристалище, хотя повторюсь, что травматизм здесь небольшой.
Большего всего времени участники военно-исторических клубов проводят все же не на турнирах-фестивалях, а внутри своей любимой компании, плетя кольчуги, тренируясь в зале на мечах или стреляя в чистом поле из луков, подготавливаясь к большим выездным мероприятия и просто общаясь. Такая совместная работа и про-ведение досуга привлекают Автора не менее красивых фестивалей и классных тур-ниров: например, мне понравилось, как мы этим летом сходили в лес и в специаль-но сделанной печке испекли мясной пирог по средневековому рецепту, постреляли из лука, попили вполне современное красное вино... Да здравствует живое непри-нужденное общение в приятной компании! Другой раз отправились стрелять из лу-ка - и потеряли стрелу. Искали ее, искали, не нашли, и зареклись больше стрелять по семнадцатым августам... Потом разошлись по домам к своим телевизорам - черт побери, и не только для нас денек был неудачным! Се ля жизнь!
На сем мысли мои немного истощились (сколь можно-то, а!?). Надеюсь, что в какой-то степени сумел изложить часть своих идей образца осени'98 о Военно-Историческом Клубном Движении. На прощание еще раз обращаюсь к Вам, о Читатель, чья тяжелая рука тянется за боевым топором дабы стукнуть меня, или клавиатурой - напечатать тоже чего-нибудь нехорошее ("злые языки...") - сам дурак!
(1998)

  

Назад, на главную

Назад на главную страницу



<< >> << >> << >>