Наш клуб | Игры | Оружейная | Думки | Галерея | Дороги | Гостевая | Мастера | Форум

Мастерятник.

Статьи
ОБ ИМЕНАХ В ИГРОВОЙ ТУСОВКЕ.

Автор:Тальир


- Вот ты кто? - указал он на левую голову.
- Богодул. Зимогор, - ответили обе враз.
("Там, где нас нет")


"Странный вы народ, блатные - ни имён, ни фамилий. Как собаки-жучки, одни клички поганые…"
(Глеб Жеглов из к/ф "Место встречи изменить нельзя")

6picbig.jpg (116668 bytes)

 

Итак, наточив для порядка перо и карандаш, разложим на столе листы с пометками и цитатами и примемся за выстукивание следующих строк.

В последнее время Вашего покорного слугу все больше и больше беспокоит ситуация с именами, которые выбирает молодое поколение ролевиков. Связано это в первую очередь с непрерывным пополнением моей коллекции замысловатых ухищрений, к коим прибегают индивидуумы жаждущие оригинальности (или на-против, по результатам не скажешь). Но дело тут не только в том, что "раньше было лучше, а я моложе" : ) . И конечно же не в том, что чересчур странных и неудобопроизносимых имен стало гораздо больше, хотя и это тоже…

Так вот, любезный Читатель, окидывая взглядом строгие фаланги имен, батальоны фамилий, кавалерийские корпуса телефонов, чинно выстроившиеся в Твоей записной книжке, невозможно, казалось бы, не заметить наличия вечного конфликта различных систем, тайной войны, солдатами которой являются имена твоих знакомых, а знаменами для враждующих армий служат принципы создания оных имен. Тут есть место тай-ным диверсиям, многосторонним альянсам и открытому противостоянию - в общем, совсем как взаправду. В то же время, военные действия столь закамуфлированы, что, перебрав в памяти имена знакомых на "А", "Б" (или любую другую букву), Ты вряд ли заметишь хоть что-нибудь кроме имен самих по себе - столь высок профессионализм участников bellum frigerum. Именно бескорыстное стремление познакомить Тебя с общей ситуацией "на западном фронте", подарить Тебе возможность взглянуть на ситуацию "вооруженным глазом" и набросать для Тебя приблизительную классификацию участников (вопрос еще ждет своего исследователя) и побудило меня написать эту статью. Льщу себе надеждой, что, разобравшись во всем, Ты не только прив-несешь что-то доброе и вечное в саму науку о ролевых именах, но и сможешь при случае дать дельный со-вет какому-нибудь начинающему ролевику, вопрос выбора имени для которого еще не до конца разрешен.

Кроме того, мне известно, что многие из нас на протяжении своей жизни по разным причинам неоднократно меняют свое собственное прозвище (доставляя немало хлопот своим друзьям и знакомым) - как знать, не поможет ли Тебе моя статья и в этом нелегком деле? Так что прочти внимательно и составь свое суждение обо всем что узнаешь.
"… что в нем хорошо, и главное - что в нем плохо…"
(к/ф "Человек с бульвара Капуцинов")

Итак, "о птичках":

Общепризнанным фактом является то, что так называемые "игровые имена" могут быть либо взяты откуда-то со стороны (в подражание реальным людям, героям книг и кинофильмов …) или придуманы, сконструи-рованы при помощи различных методик - от метода тыка до глубокого изучения источников. Так мы их и будем называть - имена "подражательные" и имена "придуманные", тем самым акцентируя наше внимание на двух противоположных лагерях, каждый из которых в свою очередь делится на более мелкие.
Лагерь первый.
ведущий программы "Арсенал", привыкший вести "Бои без правил" [очень робко]:
"Как Тебя зовут?"
девушка с белилами на лице [хрипло]:
"Имя мне Хэлкар, назгул-король…"
За последние годы "подражательные" имена заметно сдали по сравнению с "придуманными". Достоянием старины глубокой стала широкая распространенность таких имен как "Робин" (Гуд), "Волкодав", "Моргана", "Келеборн", "Румата", "Галадриэль", "Исилдур", "Артур", "Гендальф" (список можно и продолжить, но к чему?). Хотя ходят, говорят, еще где-то табуны девиц с загадочным именем "Элхе" и табунчики "Мелько-ров" и "Гортхауэров" (как правило = девушки); держат удар имена великих Мерлина, Мерри и Лючиэнь-Тинувиэль (последнее как только не маскируют: "Лютик", "Тин" …). Еще 1,5 года назад в некогда беско-нечной череде "оживших" героев "Сильма" ("Квента Сильмариллион"), "Властелина" (трилогия "Властелин Колец"), "Саги о копье" ("Dragon Lance") наметились явные прорехи, свидетельствующие об утрате извест-ной на весь свет сплоченности рядов. Наблюдатели отмечают падение поголовья принцев Эмбера, на про-сторах России все меньше Голлумов; и даже некогда числившийся в рекордсменах хоббит Фродо практиче-ски исчез из виду, будто решил носить Кольцо без перерыва на обед.

Об "Айвах-Эйвах", "Арагорнах" и "Манве" тоже почти ничего не слышно. Лишь мелькнет порой на гори-зонте одинокий Фолко (не сбылась-таки мечта Перумова), а имя "Мордред" (как и локальные артуровские игровые циклы) является теперь достоянием памяти немногих.

Правды ради стоит отметить, что упадок популярности "подражательных" имен связан не столько с актив-ной деятельностью сторонников "Защиты Имени", сколько тем, что само засилье этих имен таит в себе угро-зу своему существованию. Объяснимся: в 60-ти случаях из 100 выбор "подражательного" имени обусловлен его высокой популярностью (котируемостью), модой (а она проходит или просто изживает себя, превраща-ясь в обыденность); остальные 39 % почти поровну делят меж собой случаи, когда при выборе имени суще-ство руководствуется скорее желанием вместе с именем "перенести" на себя и характеристики уже описан-ного (а главное - известного) персонажа и, наконец, случай, когда главным стремлением нарекающегося является стремление СТАТЬ и БЫТЬ конкретным персонажем (или его очередным "отражением" в про-странстве-времени) = разнообразные "ушельцы". Один процент ("мал золотник …") с радостью отдаем не-определившимся и тем из респондентов, кто уклончиво ответил "да понравилось оно мне". За эти 40% я и беспокоюсь больше всего.
Это были Гога и Магога. Они больше не будут.
("Там, где нас нет")
Вот и ходили некогда по городам и весям разнообразные и великие числом воплощения хорошо известных нам героев книг и преданий. Только вот одно дело взять себе чье-то имя, а другое - выдержать своеобразный прессинг со стороны окружающих (сознательных и не очень), а еще труднее соответствовать выбранному имени. "Ну, пошутили - и будет" - говорит Брежнев из анекдота, переклеивая брови на место усов. Прибли-зительно так и заканчивается карьера большинства "великих героев", скромных тружеников идеи ономасти-ческой мимикрии. А вместе с тем, порой, завершается и их игровая карьера ("пора мне перестать играть в детские игры", "ролевиком надо быть с 14 по 17 лет", "меня не поняли"). Беда в том, что восприятие пребы-вания в ролевом мире на уровне подсознания подменяется воспоминаниями о долгой и зачастую бесплодной борьбе - каждый день доказывать окружающим, что ты (с твоим нынешним имиджем такого-то с таким-то именем) имеешь право на существование - это испытание, равное допросу в каком-нибудь гестапо. И ту-совщику тут приходится гораздо хуже, чем его "домашнему" коллеге-затворнику.

Кроме того, среди подражателей бытует ошибочное мнение, что они сами = их нынешний образ, обуслов-ленный именем, а значит решение всех проблем - сменить имя на какое-нибудь другое. То есть постоянный и демонстративный перенос различных характеристик имени на свое ego приводит к … (ну, Вы понимаете).

"Когда-то у меня была поза индейца, потом Шерлока Холмса, потом йога, а теперь раздражительного невра-стеника. Последнюю позу я бы не хотел удерживать за собой. Надо придумать новую позу". Это записал в далеком июле 1937 года Даниил Иванович Ювачев, более известный нам под одним из своих псевдонимов - Даниил Хармс. Сколько я знаю людей, сменивших десятки имен и до сих пор ни на йоту не приблизившихся к решению своих проблем. Конечно, имя (образ, роль, в худшем случае - маска) суть весьма важная вещь, имеющая определенное влияние на Вашу судьбу, но, в первую очередь все зависит от Вас самих.

Впрочем, бывают и исключения из правил. А вот кому или чему подражал встреченный мной на ЧР не очень высокий и не очень трезвый молодой человек по имени "Танк" - я сказать не берусь. Скоро, наверно, следует ожидать появления девушек с именем "Сау" (не "Сау-рон", а "Самоходная Артиллерийская Уста-новка" : ) ). Те же "трансформеры" напрочь все отрицают.
Раздавать имена - тяжелое дело.
("Там, где нас нет")
О "военной" активности "подражательных" имен скажем вот что: для этой армии настал период, когда надо собраться с мыслями и решить, что делать дальше. Как я уже говорил, отряды классических фентезийных имен стремительно редеют, а нового пополнения не предвидится. "Жаль, что редко мы встречаем одиночек, / Не похожих на других чудаков…" (В. Высоцкий) И не упоминайте при мне, пожалуйста, примеров вроде Джерики-Палантира и его сорока "эльфов" - ничего кроме иронии у меня это не вызывает. Эти люди совсем непохожи на тех, с кем я имел честь общаться раньше.

Разве что мультипликационный фонд что-нибудь "подкинет" союзникам (в виде гуманитарной помощи). Да-да, я о всяких "Сейлормунах", "Покемонах" и прочих глаголю. Надеюсь, обойдется без вторжения "Телепу-зиков" и прочей гадости. В идеале было бы хорошо, если бы в среде людей с "подражательными" именами появилась группа сознательных товарищей, стремящихся не столько защищать свое право называться из-вестными именами, сколько соответствовать тем высоким характеристикам героев сказаний и легенд, имена которых они себе избрали. А то мне уже надоело - а Вам, господа "подражатели"?

Но ставить крест на "подражательных" именах рано, слишком велик шанс ошибиться. Подражание - основа процессов нашего развития. Люди всегда подражали кому-то или чему-то, и ничего. Стоит выйти новой книге (как в случае с книгой "Истовик-камень" М. Семеновой), возникнет ли мода на кого-то или на что-то, пройдет ли где-нибудь игра с большим количеством безымянных "пионеров" - "подражательные" имена вновь возвратятся на свое законное место и прочно, уверенно войдут в наш быт и в наше сознание…
Лагерь второй.
- Тебе - Дубонос…
- Тебе - Дурло… За что? А чтобы рот разинутым не держал!

- Ты будешь Китоврас… Никакая не конская кличка!
("Там, где нас нет")
Имена придуманные, они же подобранные, они же сконструированные

Ах, не всем так везет, как некоторым. Вот мне имя презентовали совершенно неожиданно и без моей на то особой просьбы. А что делать остальным? Сидеть, сложа руки?! Нет уж, дудки.

Самый простой и надежный способ - воспользоваться одной из трех предложенных методик:

Способ первый.

Выясните для себя то качество, которое Вам больше всего присуще. Только будьте искренны хотя бы с са-мим собой. Посидите, подумайте, поспрашивайте друзей. Полученное прозвище можно перевести на любое из известных наречий и пользоваться. Во времена моей ролевой молодости особым почетом пользовались т. н. "дивные" имена. Это притом, что большинство ролевиков уже тогда не понимали и в должной степени недолюбливали поклонников JRRT, с которых все и началось. Быть может, как раз в пику этим "зубрилкам" и настоящим знатокам эльфийских наречий и были придуманы конструкторы имен (по ФИДО они так и "летали") - мне недавно один такой принесли на дискете, страшный раритет я Вам скажу - компьютеризиро-ванный метод тыка, одним словом. Но могли обойтись и без таких сложных вещей - достаточно было рас-крыть "Сильмариллион" в конце. Уф.

Но приготовьтесь, Господа мои, к тому, что ваше имя (благозвучное среди благозвучных, лучшее из луч-ших) на поверку - особенно под бдительным взором знатока - окажется нелепым нагромождением звуков, невероятной с точки зрения филолога стыковкой корней … Или чем похуже. ВотЪ.

Можно и не переводить. Одинокий Охотник, Скрипач, Ужас, Царящая, Хаос, Тень, Волк, Неофит, Стран-ник; одного юношу, я слышал, назвали "Надоел" (видно и правда надоел)… Только не называйтесь "Самый Сильный", "Красавица из красавиц", "Господин Всего Сущего". Даже если и впрямь предположить, что от-вага, великодушие, красота и прочие "плюсы" (или "минусы") у Вас и в самом деле "на уровне" - все равно скромнее надо быть. Это украшает.

Способ второй.

Существуют списки реальных имен по странам, народам и эпохам. В них стоит покопаться. Правда, тут то-же желательно знать язык, на котором будет звучать Ваше новое имя, но это не так критично. Способ сей довольно прогрессивен и особенно популярен в среде реконструкторов. Но чаще всего модификации под-вергается паспортное имя нарекающегося - оно переиначивается "на чужой/старинный лад", к нему добав-ляется что-нибудь… Вариантов множество и не все они связаны с исторической реконструкцией.

С "военной" точки зрения его представители - профессионально подготовленные диверсанты, действующие в глубоком тылу противника. Гении маскировки, они, как говорится, легко проникают во вражеские ряды, минуя все проверки и заградительные кордоны. Вот например есть так себе книжный персонаж - викинг Рагнар; так что теперь, всех Рагнаров считать носителями "подражательного" имени? Или наоборот? Легко лавируя между в открытую враждующими сторонами такие "отряды" обеспечили себе неплохой шанс на "выживание".

Способ третий.

Имя может появиться само. Вот так вдруг - из головы или из внешнего мира. В эту категорию я без сомне-ний "закидываю" и визионеров, и фаталистов (хотя они тут не одни). "Прислушайся, нет, ты только прислу-шайся к окружающему миру - он обращается к тебе по имени", - сказал мне однажды один из таких граждан. Ну, что-то вроде.

Есть в Петрограде и такие люди, которые именуются по-цивильному и не испытывают никаких неудобств. Тоже есть над чем подумать. Был бы человек хороший.

Но не прижилась тенденция двойных (паспортно-ролевых) имен. Par ex.: Петр Фарин, Леня-Назгул … Пола-гаю, это связано с банальным отсутствием у публики смелости и желания гордо нести такое двойное имя по жизни, своими делами добиваясь того, чтобы это имя ассоциировалось только с Вами. Попробуйте сказать кому-нибудь: "Вчера я встретил Назгула…" Вы услышите в ответ: "Какого из?" Но: "Мы говорим - Петр, подразумеваем - Фарин!" : ) (и лишь некоторые - Васин : ) …)

Только молю Вас - не надо сразу после прочтения моей статьи кидаться "двоить", "троить" свое имя. Слава есть суета, а что бы Вы и не придумали - это не заменит реальных дел, благодаря которым мы и приобрета-ем этот скоропортящийся товар.
"Дороги, которые мы выбираем"
(О. Генри)
"Ну и что с того? - спросите Вы меня, - Зачем-де ты, Тальир, ворошишь этот муравейник? И не так уж страшна та война, о которой ты тут рассказываешь". А вот тут, граждане, вы и ошибаетесь. Да, битвы на войне идей - бескровны и почти незаметны. Но они от этого никуда не деваются. Война нашего века - война информационная, а уж потом еще какая-нибудь. "Дракон в обнимку с энтом ушли в хмельной загул". Да, к счастью, вражда имен может вызвать вражду только среди неоперившихся юнцов. Но и дело то не в том, чтобы "остался только один", а в том, что имена, которые мы выбираем - суть отражение наших пристра-стий, своеобразная лакмусовая бумажка, позволяющая отслеживать грандиозные изменения в нашем с вами подсознании и судить о том, какие тенденции возобладали. И сделать неутешительные выводы.

Мы все меньше верим в реальность сказочного - наше сознание изменилось. А ведь на этом и была построе-на теория ролевой игры. Процесс "взросления", столь восхваляемый многими - маскировка констатации увеличения и без того немалого количества прагматиков от ролевых игр. ("Под звуки боевых рогов и дробь барабанов, закованное в латы и ощетинившееся мечами и пиками, под прикрытием арбалетчиков стройным маршевым шагом оно [ролевое движение] ушло от толкиенизма." "Игромания", апрель 2000) Стоит ли ото-ждествлять увлечение творчеством JRRT и то путешествие в необыкновенную сказку, с которым были свя-заны игры прошлого? Не мне судить. Я вот, например, Стругацких и Лема люблю не меньше JRRT.

Совсем не древние "физики", когда-то боровшиеся с не менее древними "лириками", правят бал на боль-шинстве современных игр. Это, в частности, те люди, которых мы безуспешно призываем хоть немножко "отыграть" для общей картины. И беда не в том, что они порой не хотят этого, а в том, что зачастую просто не могут. Не видят в этом смысла. Это люди, которые уверены, что нет ничего кроме тусовки "бездельни-ков" и немногочисленных отрядов "настоящих воинов". Что ж, мы пожинаем то, что сами посеяли. Это мы и наши предшественники позволили тусовке вторгнуться в нашу жизнь, а потом из нее же мы, с помощью неправильных приоритетов, выделили файтеров-одиночек и целые файтерские команды. Связь времен, что ни говори - забавная штука. "Жизнь бьет ключом - правда преимущественно по голове". (Я утрирую, конеч-но.)

По сути, не сказочных имен стало меньше, меньше стало людей, верящих в чудо Игры. На час, на день вос-создать далекое прошлое или страну Newerland со станиц книги - это ли не Чудо? В конце концов нет ниче-го плохого в том, чтобы носить не-сказочное имя. Для игры это не имеет никакого значения. Но если под ролевой игрой понимать беготню подростков с мечами - то нечего удивляться полученным результатам. Мечты-мечты … Иногда я мечтаю о другой Игре - красивом и цельном моделировании зачастую волшебной реальности, где нет места праздному сидению у костра в ожидании штурма, где травмоопасный мордобой вперемежку с матерщиной не является лейтмотивом и целью всей игры (Господи, когда Ты надоумил кого-то сделать первый ролевой меч, думал ли Ты о чем-нибудь подобном?), где игровая реальность создается не только усилиями костюмера, декоратора и фехтовальщика, но и усилием духа, где уважение к собрату-ролевику преобладает над неконтролируемым выбросом негатива. Война, о которой я говорил, подходит к концу. Но дело идет к тому, что победит третья сторона - паразиты. Игра - это не тусовка и уж конечно не ее продолжение; вообще - доказывать свою крутизну и величие следует в иной ситуации, там, где опасность реальна. И упаси Вас Бог от таких ситуаций. Играть надо не на публику, но и не для себя любимого - слиш-ком велик шанс сфальшивить. Желательно иметь интерес к конкретной роли, эпохе, ко всему происходяще-му. Мне уже неловко в очередной раз повторять азбучные истины - есть люди и постарше, и поопытнее - но надо любить своего персонажа, надо хоть час прожить с его чувствами и переживаниями, как профессио-нальный актер. Важна не только игра сама по себе, но и то, чему мы научились во время нее - поэтому так важен "разбор полетов". И только вместе, только переступив через наши мелкие склоки и разногласия, мы и сможем еще раз построить ту иную реальность, которую мы привыкли называть Игрой.

Вот тут-то выбор имени/образа будет значить очень много. (Действительно, трудно играть в Средиземье, когда привык наблюдать ежедневные пьянки Фродо, Саурона и очередного N-ного назгула : ) ) Но нельзя с помощью одних только имен разделить людей на "наших" и "не наших". Вообще, любое такое деление я признаю неправильным и ни к чему хорошему не ведущим. Но имена, которые мы выбираем - есть некая зарница грядущего дня, знамение, данное нам для того, чтобы, не имея уже сил повлиять на наше прошлое, мы смогли бы путем упорядочивания нашего настоящего с уверенностью и без страха взглянуть в глаза на-шему будущему.
Dum spiro, spero!

закопане 02.10.01

  

Назад, на главную

Назад на главную страницу



<< >> << >> << >>