Наш клуб | Игры | Оружейная | Думки | Галерея | Дороги | | Мастера |

 

О НЕКОТОРЫХ ЗАБЛУЖДЕНИЯХ КАСАТЕЛЬНО ДОСПЕХОВ И СНАРЯЖЕНИЯ

ДОСПЕХ

Толщина и прочность

Любимое занятие многих правил - регламентировать толщину материала, из которого сделан доспех, требуя металла не тоньше 1 мм, а иногда и 2 мм. Основной причиной тому называется исторический аналог и его толщина.

Толщина боевых панцирных пластин, будь то чешуя, ламеллярный доспех или кираса максимилиановского доспеха, вертится вокруг величины в 1 мм, плюс-минус две десятых. Как показывают результаты археологических изысканий, скифские панцирные пластинки просто вырезались из железного листа ножницами, пластины ламеллярного набора XIV в. из новгородских раскопок (0,9 мм) слегка прогибаются под нажимом пальца, а кираса максимилиановского доспеха лишь спереди и по бокам (не выше грудины) превышает толщину 0,9-1,1 мм. Как правило, бардак в умы вносят отдельные сверхмощные экземпляры боевых (стандартов нет, а мастер сделает то, что клиент скажет) и вся масса турнирных доспехов, сделанные специально для обеспечения чрезмерной защиты на всякий случай. Типовой турнирный доспех, рассчитанный на прямое попадание копья, - это пластинчатая защита 2-3 мм толщины, что на 1-1,5 мм превышает толщину боевого. Обычный же доспех, независимо ни от чего, защищает от всех скользящих и касательных ударов, и обеспечивает в е р о я т н о с т ь сохранения жизни при прямом проникающем ударе. Кроме того, стоит учитывать увеличение прочности за счет образовавшегося в результате ковки наклепа, позволяющего экономить на толщине.

Кольчужные кольца делались с тем же расчетом. Бронзовые кольца (Адрианова колонна в Риме, II в. до н.э.) имели толщину до 2-4 мм, чтобы компенсировать меньшую, чем у железа, прочность. Сохранившиеся кольчуги из железа дают уже толщину проволоки 0,9-1,5 мм, и диаметр колец в среднем 6-12 мм. Более массивные кольца применялись исключительно в эпоху, когда от кольчуги уже пора было отказываться (XIV-XVI вв.), но инерция сознания не давала отбросить сам принцип кольчатой защиты. Именно к этому времени, когда обычную кольчугу в большинстве случаев пробивало большинство применяемого оружия (преимущественно уже колющего и стрелкового), мастера стали использовать кованые, а затем и сеченые из листа (что уже стало невольным признанием превосходства пластинчатой защиты перед кольцами из проволоки) кольца большей мощности. При этом мнение о том, что пресловутая байдана дает меньшую защищенность из-за слишком большого диаметра колец, стоит признать полным бредом и фатальной ошибкой нашего оружиеведа А.Кирпичникова, с чьей легкой руки мнение о легкой проницаемости байданы разошлось по массам. Известная по экспозиции в оружейной палате байдана с надписью "с нами Бог, ни кто же не на ны" на каждом кольце, прошла осаду Казани и вернулась обратно на том же владельце. Вряд ли стоит недооценивать оружие казанского ханства.

Материал

Обычно считается, что органические материалы не могут дать той же прочности, что и металл. Исходя из этого, кожаный, стеганый или войлочный доспех считается заведомо более слабым, чем металлическая кольчуга, чешуя или кираса. Однако, на самом деле это всего лишь предрассудок. Прочность доспеху обеспечивает не материал, а то, как он применен в доспехе. Монгольские полные доспехи из толстой (5-6 мм и более) кожи обеспечивали не меньшую защищенность, чем европейские кольчуги или ламеллярные панцири. Однако, панцирная кожа обычно так толста, что доспех (со всеми нахлестами) весит не в несколько раз, а от силы на десяток процентов меньше, чем равный по размеру металлический. Тот же, с позволения сказать, "доспех", названный в ДнД кожаной курткой, потому и ненадежен, что его кожа в два-три раза тоньше панцирной. Таким образом, материал доспеха влияет на его мощность только тогда, когда его недостаточно много по толщине. Кроме этого, органические материалы менее долговечны.

Фасон

Почему-то считается, что лишь полный доспех дает максимальную защищенность. Однако, полный доспех - это всего лишь доспех, покрывающий всю поверхность тела, безотносительно его мощности. При этом, как мы знаем, единственным потребителем полного доспеха была тяжеловооруженная конница, и не столько в силу абстрактной необходимости такого доспеха на поле боя, сколько из-за малой подвижности этого конника, когда он уже вломился во вражеский строй, и стоит в седле, что называется, по колено в пешем противнике. Пехотинцу же нужно сражаться с лилипутами, чтобы всерьез беспокоиться о целости ног ниже колен. Так, собственно, и было - ноги ниже колен даже в XIV в. бронировали не более половины бойцов, которым по средствам был полный доспех. Подвижность дороже.

А кроме того, это заблуждение небезопасно хотя бы потому, что во все времена бить старались в незащищенные броней места. В те самые времена полного доспеха основным местом удара была голова (лицо), пах и конечности, чтобы не тупить клинок о кирасу. Как прикажете отыгрывать?!

Еще одна радость жизни - полнота неполного доспеха. Рукава кольчуг и наплечники панцирей обычно заканчивались на полдороге к локтю, чтобы не стеснять движений и не замедлять руку. Рукава до локтя появились во времена полных доспехов, так что см. выше. Стандарт "локоть-колено" не то чтобы высосан из пальца, но на практике не встречался. Такой стандарт выглядит, скорее, так: выше локтя-колена или ниже его.

По разным временам же наблюдалась интересная тенденция: доспех вначале прикрывал мягкие части (живот), затем грудь, затем весь торс, и, наконец, заходил на конечности. Как показывают исторические изображения, на поле боя могут одновременно присутствовать соседи по этой прогрессии, но практически нереально увидеть в одном войске крайние примеры.

Наличие

Еще одна проблема состоит в том, что нужно как-то определяться с ассортиментом доспехов, расписывая какую-то конкретную эпоху. Основные заблуждения здесь таковы:

- что кольчуга и тем более пластинчатый доспех в раннефеодальной Европе не встречались. Однако, же, господа, любые варвары, что германцы, что монголы, жгли и резали лишь убедившись, что все ценности взяты и все оружейники приватизированы. А все ресурсы Рима, даже после методичных его погромов, были не в пример богаче запросов воинской аристократии карликовых племенных государств готов и салических франков. Согласно историческим документам, уже ко времени Карла Великого (конец VIII в.) франкская армия была упакована в чешуйчатые и кольчужные панцири, не говоря уже о поножах и наручах из кольчужной ткани. Кроме того, регулярно встречаются одновременные ему изображения восточных пришельцев (в частности, авар) в кольчугах почти до колена. Другой вопрос, сколько это все стоило и сколько закрывало - но в США и сейчас хороший пистолет стоит как средний автомобиль, а при боевой ситуации VI-IX вв., мало отличающейся от римской, длинная кольчуга с длинным рукавом просто не нужна, ибо главным средством защиты все еще оставался круглый или овальный щит.

- что Восток не знал мощного доспеха. Только оголтелая европейская пропаганда тому причиной, что восточные кочевники представляются грязными низкорослыми и кривоногими оборванцами в халатах и с саблями. На самом деле, это Великое Переселение Народов принесло в Европу многие доспешные новинки, а не наоборот. Если вспомнить, то те же гунны были в Азии первым войском, почти поголовно упакованным в железные панцири. Аналогично, авары в VII в. впервые применили зерцальный доспех - пластинчатый панцирь поверх кольчуги. Вплоть до отмены доспехов, восточный ламеллярный панцирь шел голова в голову с европейским. А вот дальше Европа постепенно начала отказываться от доспеха из-за пристрастия к сверхмощному оружию, а Восток задержался в эпохе сабель, кольчуг и луков со стрелами.

- что пластинчатый доспех на основе кирасы крут сам по себе и непробиваем большинством оружия. Однако, на это стоит возразить следующим образом: нет доспеха, безопасного полностью. Если нельзя пробить (прорубить), то можно промять или проколоть. Каждый оригинальный ход в бронировании вызывал к жизни оригинальный ход в вооружении. Массовое применение кольчуг в IX-X вв. вызвало освоение ударного оружия типа булавы с четырьмя шипами хазарского образца; кожаная броня потребовала усиления стрелкового оружия и применения сабли вместо традиционного обоюдоострого меча, пластинчатое бронирование увеличило роль колющего оружия (для поражения плохо защищенных стыков отдельных деталей брони), а полное пластинчатое бронирование привело к появлению ударного оружия нового поколения (боевые цепы и кистени на длинном древке) и клевцов, пробивающих броню в одной точке. Кроме того, мощное огнестрельное оружие если не пробивало кирасу (поскольку та имела повышенную вязкость), то довольно хорошо вминало ее, особенно ранние варианты, не имеющие сильной выпуклости спереди.

- что пресловутый "куяк" - это плохо, непрочно и зияет кучей дырок. На самом деле, куяк - пластинчатый доспех XIV-XVI вв, аналогичный западноевропейской бригантине, происходящий от монгольской кожаной кирасы "хуяг", к этому времени получившей усиление из пластин, приклепанных с изнанки. Собственно, наличие пластин привело к ослаблению толстой кожаной основы, поскольку основную защитную функцию уже несла не кожа, а металл изнанки. Это, кстати, не означало, что между пластинками была прорва дырок - целых аутентичных куяков практически не известно. Судя же по монгольским и поздним русским образцам, куяк никогда не имел разрывов в бронировании, если он являлся единственным доспехом, как бригантина. Все известные по изображениям русские куяки, собранные из круглых пластин на тонкой основе, надевались исключительно на кольчугу, и были просто набором усиливающих бляшек, что давало доспех большей мощности, но более дешевый, чем колонтарь или бахтерец.

Аксессуары

К ним я отношу усиливающие доспех детали. Многим памятны детали правил, говорящие о доспехах из усиленной кольчуги. Так вот, что касается зерцала.

Зерцало - собирательное название целого класса пластин, усиливающих кольчугу и образующих так называемый зерцальный доспех. Как правило, зерцало слабее кирасы, хотя бы потому что несет другие функции.

Зерцало требуется тогда, когда требуется не заменить кольчугу, а лишь слегка ее усилить. Усиления, как скажет любой практик, требуют те места, где гибкость кольчуги только вредна. Как правило, это ребра сбоку(которые легко сломать), солнечное сплетение (которое страдает даже при уцелевшей кольчуге), и иногда живот и плечи. Зерцало так и прикрывает эти слишком эластичные места, идя сплошным пластинчатым поясом от нижней части живота до груди, иногда дополнительно поднимаясь спереди и сзади. Самая щадящая версия зерцала, однако, защищает только солнечное сплетение, низ груди и верх живота, вися этакой тарелкой на ремнях. При всем при том, полной защиты от колющих ударов даже полное зерцало не дает, в основном от рубящих и тычковых. Оно достаточно открыто у подмышек и сверху, к тому же далеко не всегда пластины зерцала переходят друг в друга без зазоров. Так что, еще раз повторю - самое крутое зерцало обычно слабее кирасы поверх кольчуги, но гораздо маневреннее.

Еще один сугубо любимый момент - что считать поножем и зачем. Понож, кстати, был нужен тогда, когда в ходу был большой щит, из-под которого торчали ноги. Но при этом довольно важным моментом был способ ведения боя - например, викинги, у которых при формальном соответствии схеме вооружения "большой щит и копье", как у греков, поножей тем не менее не было, поскольку они своими копьями не пырялись, а преимущественно кидались в начале схватки, и не любили правильный бой. Еще понож нужен всадникам, и именно поэтому он и выжил в средние века. Но кроме пластинчатого поножа человечество знало и обитые бляшками сапоги. Так что, если кому-то хочется, то обычный сапог при минимуме затрат можно обыграть как сапог покрытый бляшками.

Не менее больной момент - на фига козе баян. То есть - везде ли нужен наруч. Наруч, как средство защиты предплечья, существует в двух основных видах: полосчатый и створчатый. Кроме этого, наруч может доходить и не доходить до локтевого сустава. Полосчатый наруч набирается из узких полос (как правило, продольных) на сплошную основу, либо на несколько поперечных ремней, образуя краги, неуязвимые для поперечного удара по предплечью, но имеющие некоторые зазоры по стыкам полос. Еще одна проблема полосчатого наруча - его крепление. Он либо короток и шнуруется по всей длине разъема, либо длинен - и тогда крепится к руке около запястья, там где игра мышц не заставит его съехать. Створчатый наруч заведомо лишен продольных щелей, поскольку состоит всего из 2-3 деталей. К его достоинствам можно отнести хорошее облегание предплечья, к недостаткам - все то же крепление за область запястья, из-за которого с внутренней стороны створки не могут быть длиннее ладони. Западный наруч полного пластинчатого доспеха закрывался со всех сторон - но от этого удовольствия спустя всего 150 лет пришлось отказаться, уж слишком неудобное изделие, и перейти на боевые перчатки с длинными крагами. Средний же боевой наруч восточной и западной работы слегка не доходил до локтя, что мирило безопасность с удобством, но не давало стопроцентной гарантии сохранения руки.

Так вот, наруч помогает лишь при столкновении с легким клинковым оружием, в первую очередь легкой саблей. Более тяжелое оружие оставляет лишь некоторый шанс сохранить руку, не более. Не забудем - слишком мощный наруч просто будет тормозить руку, держащую оружие. Опять же, наруч создан эпохой развитого рыцарства, с его тяжелым оружием и пиететом к собственной личной безопасности. Все предыдущие эпохи и армии, от римских всадников и легионеров до участников битвы при Гастингсе, прекрасно обходились без этого предмета туалета. Первые опыты с наручами и боевыми перчатками относятся к первой половине XII в., не ранее. Таким образом, оговаривать наличие наруча в боевых правилах чего бы то ни было более раннего имеет смысл не больший, чем расписывание эффекта выстрела картечью в греческий круглый щит.

 

HЕКОТОРЫЕ ПОПРАВКИ К HОМЕHКЛАТУРЕ ДОСПЕХОВ

 

Hикогда не кончится спор: кто победит, кит или слон. Также никогда не кончится спор, какой из видов доспеха какого виды мощнее. Hа играх постоянно пытаются сравнивать доспехи, выстраивая градацию мощности доспеха. Однако, стоит ли это делать?

Доспех, он создается в конкретной исторической и технологической среде. Выше головы не прыгнешь; возможность наличия конкретной конструкции доспеха в конкретной материальной культуре зависит от уровня тамошних технологий, вооруженности основного противника и, как бы это помягче... соответствия принципу необходимой достаточности, которому подчиняется все военное снаряжение.

По этим причинам, невозможно в одной и той же культуре найти примитивные доспехи из коровьей шкуры - и высокотехнологичный полный сплошной доспех. Можно найти совсем разные по уровню технологии доспехи, но настолько разные - никогда. Качественная разница тоже бывает решающей. У монголов, например, вряд ли появится необходимость в полном доспехе - под него нужна совсем другая лошадь, а это слишком большая роскошь, переделывать коня под единственный способ боя. У рыцарей Столетней войны вряд ли будет в большой почете кольчуга - английский лук пробивает ее навылет, и ядра первых бомбард рвут ее в клочья.

Поэтому, мое предложение:

- перестать валить в одну кучу ватник и бронежилет, кожаный панцирь и кольчугу. Удобнее расписать не менее 3-4 комплексов, каждый из которых является оригинальным и неприменимым в других условиях.

- оговорить типичные и близкородственные материальные культуры, где возможна реализация этих комплексов.

- не сравнивать между собой предметы из различных комплексов, и не пытаться их замещать друг другом. Каждый дрын хорош на своем месте.

Hиже приводится примерная раскладка комплексов, составленных по принципу наибольшей встречабельности друг с другом.

1. Короткий меч, копье, топор, дубина (бронзовый век и вообще дофеодальный мир):

- безрукавка из толстой кожи;

- щит, и довольно большой;

- металлический нагрудник, довольно скромных размеров.

2. Поясной меч, копье, дубина, топор (ранний феодализм):

- безрукавка или куртка из толстой кожи;

- она же, но с нашитым усилением: металлическими/роговыми/костяными пластинками, ремнями или веревками;

- доспех из иных материалов (войлок, стеганка, ламеллярный из кожаных пластин), прикрывющий торс, бедра и руки до локтей;

- кольчуга;

- щит, и довольно большой;

3. Поясной меч (сабля), копье, топор, дубина, мощное стрелковое оружие (лук, арбалет) (поздний феодализм с развитым производством стали):

- доспех-безрукавка любого материала (кожаный, войлочный, стеганый, металлический пластинчатый) поверх кольчуги;

- доспех из металлических пластин (пластинчатый, чешуйчатый, ламеллярный), прикрывающий торс и бедра, также руки до локтей;

- доспех из иных материалов (стеганый, кожаный ламеллярный, войлочный), прикрывающий торс, руки и ноги полностью;

- наручи;

- поножи (для конников);

- щит - форматом в переднюю поверхность торса, не более.

4. Длинный поясной меч, двуручный меч, копье, древковое оружие на основе копья, топора и клевца, мощное стрелковое оружие (поздний феодализм, переходящий в мир пороха и артиллерии):

- сплошной пластинчатый доспех "готического" типа на основе кирасы;

- кираса поверх кольчуги;

- кираса;

- плотный стеганый доспех, возможно, с металлическим наполнением набивки (гамбизон, тегиляй);

- щит - небольшой металлический, на локте или кулачный.

Шлем, естественно, включен во все четыре комплекса.

ОРУЖИЕ

МЕЧИ

Сам факт наличия

Мечи имеют неприлично большое значение для нашего сознания. Это значение, фактически, высосано из пальца, ибо меч есть всего лишь оружие самообороны, окруженное суевериями и традициями. Меч ни у одного народа, кроме кельтов (а они просто-таки сделали из своих мечей культ) не был самодостаточным оружием; таковым всегда были копье и лук. Только для резни на ближней дистанции, когда бой затягивается, обнажаются клинки. Европейский культ рыцарского меча складывался под влиянием про-кельтской Провансальской культуры, передавшей Средневековью многие куртуазные закидоны древних кельтов, от культа Прекрасной Дамы до легенды о Граале и культа длинного меча. В фэнтези мечу уделяется много внимания отчасти поэтому, а отчасти потому, что автор вечно посылает героев в такие буераки, что с нормальным оружием там либо нельзя (город), либо не развернуться (леса, болота, подземелья и т.п.), либо нарушается скрытность передвижения. Это то же самое, что культ пистолета в полицейских боевиках, в то время как даже английские пацифичные "бобби" давно вооружены полуавтоматическими карабинами "Хеклер и Кох". Удобно в тесноте - еще не значит лучше всего где угодно.

Материал

Говоря о мечах и их пробивной способности, стоит учесть, что до X в. мечи делались из железа и стали, с железным сердечником и стальной режущей кромкой. Лишь с X в. начались применяться цельностальные клинки с применением цементации, что сделало клинки тоньше и острее. Следовательно, применять одни и те же критерии к оружию эпохи викингов (VIII-XI вв.) и Крестовых походов (XII-XIV вв.) будет ошибкой.

Форма и длина

Самый любимый глюк мастеров - расписать мечи по длине рукояти и клинка, указав ширину лезвия, при этом упереться в то, что одноручные мечи имеют длину до метра.

Реально, не бывает длинных мечей, пригодных к реальному бою, длиннее 75-90 см. Слишком длинный меч нужно сильнее разгонять, он менее точен, а вдобавок менее удобен в ближнем бою. Исключением из этого правила служат лишь всаднические и колющие мечи. Они действительно превышают этот оптимум, и стремятся к длине в метр. Но, гсда, кто-то уже поминал еще в 1992 г. "вялое перетыкивание" (см. газету уфимских ХИ "путь к Валинору"). Кроме того, колющие мечи жестко привязаны к необходимости проколоть непрорубаемое, то есть к господству на поле боя металлических доспехов. Это верно что для кельтских бронзовых кирас и таких же рапир, что для пластинчатых доспехов ранней Столетней войны. А это нарушает системность подбора оружия и доспехов на полигоне, пусть это пока и благое пожелание, не более.

Кстати, средней длиной клинка для рубки с седла в греческой и римской армиях было 40-50 см (пиренейская фальката, либо балканская махайра). Очень похоже на метровый рыцарский меч?

Форма эфеса тоже радует нас. Многие правила жестоко расписывают отличие мечей от боевых ножей через наличие гарды. Но, однако же, может, кто-то найдет гарду хоть на одном известном гуннском мече? Также интересен вопрос нахождения гарды на спате, шашке (а англоязычное оружиеведение однозначно относит ее к классу мечей) или большом ятагане.

Ширина клинка

Поскольку нормативов в этом деле нет, большинство мастеров не преодолевает искушение делать клинки поуже. В первые годы это обуславливалось обилием на помойках сломанных хоккейных клюшек (около 3 см ширины), а также подлило масла в огонь разрешение делать клинки из алюминиевых лыжных палок, около сантиметра в диаметре. Затем появились клинки из стеклопластика, и отчасти из эстетства, отчасти из побуждений обыкновенной жадности ( из одной полосы вместо 2 клинков шириной 4,5 см можно сделать 3 клинка по 3 см) народ стал уже сознательно тяготеть к шпажным временам (длина клинка около 1 м, ширина 2,5-3,5 см). Однако, это уже ломает вид многих исторических игр, не говоря уже о травматичности колющих ударов такими артефактами. Стоит заметить, что узкие клинки присущи колющему оружию, и обеспечивают максимум пробивной способности при равном весе. Кроме того, узкий клинок и менее прочен (не на изгиб вбок, а на изгиб вперед!), и чаще служит поводом для споров "плашмя или лезвием"?. Это не считая того, что узкий клинок присущ строго ограниченным временам, как правило сопрягаясь с металлическим доспехом (Крит, кельтские земли конца II тыс. до н.э., Китай железного века, Европа XIV-XVIII и Центральная Азия XIV-XV вв.), так что все прочие сюжеты игр требуют прямо противоположного - более широких колюще-рубящих клинков, 4-5 см ширины.

Тем, кто считает, что если в кино снято, то почему бы не скопировать, вроде бы тот же экшн, могу ответить: кино - это не только просвещение. Это еще и создание новых мифов. Узкие мечи в большинстве фильмов использованы лишь потому, что фехтовальная база для сценического боя основана все же на спортивном оружии, более легком и длинном. Как утверждал режиссер сериала "Робин из Шервуда", им пришлось применить оружие XIV-XV вв. вместо аутентичного исключительно потому, что актеры буквально вывихивали себе запястья, пытаясь фехтовать (американский журнал кинофантастики Starlog, номер не помню). Судя по статьям в журналах о кино, в "Конане варваре" Шварценеггер заранее готовился к тяжелому испытанию, месяц до съемок валя лес большим топором на ранчо у приятеля. Но все равно он вспоминает о съемках с содроганием (!).

А каскадер, снимавшийся в фильме "И на камнях растут деревья", вспоминал, что актеру было безумно трудно размахивать полновесным мечом VIII в. столько же, сколько оппонировавшим ему каскадерам-"норманнам", так что он его даже несколько раз ронял. Хотя бы поэтому режиссеру проще взять более легкий (то бишь узкий) меч, ничего по этому поводу не сказать и заставить зрителей поверить, что так и надо.

Баланс

Баланс по гарде, так любимый мастерами, означает, говоря языком механики, следующее: при вращательном движении (рубящем ударе), поскольку центр тяжести находится предельно близко к точке вращения рычага, в движение отскока реализуется максимум кинетической энергии удара. Другими словами, меч легче отскакивает и не так больно бьет. Однако, при этом поступательное движение клинка (колющий удар) за счет скопления массы далеко позади острия, останавливается с большим трудом - скопившаяся сзади масса продолжает давить на переднюю часть, продавливая острие дальше. По этому же принципу древки у бронебойных стрел обычно довольно толстые, а колющие мечи расширяются к гарде. Таким образом, колющий удар более управляем (разгружен конец клинка), но более травмоопасен. Кроме того, защиты таким клинком менее надежны из-за легкости ее продавливания - согласно правилу рычага. То и дело кто-то решает эту проблему общим утяжелением оружия - но это еще больше усугубляет эффект колющего удара. Так что, господа, предусмотрительные люди ружья кирпичом не чистют. Баланс по гарде существует только для двух видов оружия - метательного ножа и, разве что, вакидзаси.

ТОПОР

Двуручный топор как абсолютное оружие

Двуручные секиры и топоры всегда волновали умы мастеров. Первоначально бонусы давались топорам вообще, а затем монополия перешла к двуручным секирам, хотя никто не может показать на картинке, что это. Основных претендентов три - критский двулезвийный топор лабрис (а кое-кто искренне считает и франциску обоюдоострой), бердыш и алебарда. Однако, при этом известность лабриса имеет тот же религиозный источник, что и меч у кельтов, что подтверждается тем фактом, что после падения Крита (чьим символом он был) двулезвийный топор в Средиземноморье не встречается - слишком тяжел и неуклюж. Бердыш - оно конечно, типичная секира, но секира-то нужна не для пролома крутого доспеха, а для полосования плохо бронированного противника, что подтверждается опытом применения секир с конца бронзового века. На хорошем доспехе секира обычно тупится. Теперь об алебарде. Алебарда была востребована для противостояния пехоты коннице, что отразилось в милом немецком названии алебарды с вогнутым лезвием (итальянская алебарда, она же билль) "конский живодер". К тому же, алебарда, при длине в человеческий рост, гораздо лучше копья входит в тело всадника, когда он подходит почти вплотную, а поражает и как топор, и как копье. Абстрактного же превосходства ни один из вышеперечисленных образцов не дает - они лишь способны вести бой на дистанции большей, чем меч, но меньшей, чем копье. Общая проблема всего "супероружия" такова, что при большом весе пробивная способность растет за счет возможности долго вести бой. Поэтому большинство боевых топоров во все времена имели очень скромный вес в несколько сот грамм (без учета древка). В конце концов, даже разрекламированный как супероружие датский боевой топор на самом деле не превышал габаритов современного плотницкого топора с треугольным лезвием, разве что был на пару сантиметров длиннее и уже.

Длина топорища

Как показывает практика, длина топорище зависит от способа применения. Топорик-чекан всадника, управляемый одной рукой, не превышает длины руки. Топор-франциска для метания был еще короче. Франциска для рубки и произошедший от нее датский боевой топор с треугольным лезвием насаживались на метровой длины топорище, поскольку предусматривали рубку как одной, так и двумя руками. Бердыш, будучи в первую очередь подпоркой для пищали, не превышал 1,2 м от втока до обуха. Алебарда обычно имела общую длину в человеческий рост, так что на древко приходилось около 1,5 м. Однако, согласно известным данным, на пробивную способность длина топорища напрямую не влияет - только форма и размер боевой части.

Топор или секира?

Обычно граница между ними проходит по длине лезвия, точнее - по отношению длины лезвия к общей длине топора. Но это соотношение для разных времен разное. Так, в бронзовом веке классическим образцом секиры был широкий нож, за отверстия в спинке притянутый к длинному древку. В эпоху викингов топоры с широким лезвием не ковались в силу неразвитости металлургии, так что секирами этого времени считались т.н. бородовидные секиры, отличающиеся от топоров большей массой и удлиненным вниз на 2-3 пальца лезвием. В эпоху крестовых походов, когда освоение производства стали позволило вытягивать лезвие из треугольника в полумесяц на ножке, топоры и секиры стали шире, и секирой теперь стало называться изделие, у которого ширина лезвия больше общей длины. В XVIII-XIX вв. термины "топор", "секира" и "бердыш" употреблялись вообще без разбору как синонимы. В принципе, сейчас по умолчанию принято считать секирой тот топор, у которого длина лезвия больше или равна длине топора, а сам он предназначен не для прорубания щитов/шлемов, а для распластывания слабобронированных целей.

Дополнительные поражающие элементы

Любимое занятие маньяков от топоризма - придумывать хитрые приемы, рассчитанные на поражение неким "крюком на обухе", либо не менее неким "острием на конце древка". Итак, - обратный конец топора действительно еще с бронзового века привлекает оружейников. Но отнюдь не из-за хитрых приемов и ударов обухом - просто топор, продолженный назад относительно линии топорища, рубит точнее. Уходящая назад часть топора служит стабилизатором. Именно поэтому сабля обычно рубит точнее меча, поэтому же плотницкий топор имеет скошенное топорище (линия топорища, если вести ее от кулака, проходит вплотную к лезвию, оставляя для стабилизации большую часть топорища и топора), и поэтому же небольшие топорики для одной руки, насаживаемые на прямое топорище, обязательно имели вытянутый обух. Но чаще всего это был просто выступ-молоточек (отсюда и русское название этого вида топора - "чекан"), в лучшем случае короткий клевец. Этот поражающий элемент вступал в дело даже не крайне, а очень крайне редко, хотя бы из-за меньшего, чем основное лезвие, размера. XIV век, родивший алебарду, дал второму поражающему элементу новый смысл - теперь он был крюком для стаскивания всадника с седла. Многие алебарды имеют настолько откровенно кривой крюк сзади, что ударить им просто невозможно.

Конец топорища действительно часто имеет железную оковку. Но - только при длине древка, сравнимой с ростом человека. Причина этому - та же, что и железные подтоки на копьях и прочем древковом оружии: если оружие не держат на весу, а ставят на землю, то древесина может от сырости начать гнить с торца. Как показывают синхронные изображения, древки стрелецких бердышей имели конической формы втоки именно ради того, чтобы их можно было втыкать в землю (см. один из суриковских эскизов, со стрельцами, ожидающими государя). Боевым наконечником можно считать лишь одну разновидность втока - обратный наконечник македонской сариссы на древке 3-4 м, служивший для замены основного наконечника, если его отрубят. Восточный пример, с многочисленными тао с "шаолиньской алебардой", опять же не показателен, ибо там стараются использовать для поражения противника все возможности, притом необязательно, что каждый удар смертелен. Во всяком случае, техника "шаолиньской алебарды" предусматривает не колющие, а тычковые удары концом древка. Непонятно, почему тогда мы должны делать реверансы перед ударами древком топора, и при этом не оговаривать использование древка копья для тычков и оглушающих ударов.

КИСТЕНЬ

Общее понятие

Существует в трех основных формах: грузик на веревке/ремне, плеть с гирькой на конце и, наконец, разновидность цепа с более компактным ударным элементом, обычно металлическим. Первая разновидность не является боевым оружием. Последнюю разновидность часто неправильно именуют моргенштерном, но на самом деле моргенштерн - это длинная дубина, усаженная длинными гвоздями и с длинным шипом на торце. Очень правильный моргенштерн показан в гладиаторском поединке в фильме "Побег из Нью-Йорка". Уже впоследствии, когда кто-то перенасадил боевой цеп с ремня на цепь, и снабдил боевую часть шипами, в чью-то умную голову пришла мысль о сходстве, и это оружие назвали цепным моргенштерном, по-немецки Kettelnmorgenstern.

Габариты

Поскольку нас интересуют в первую очередь боевые модели, то мы рассмотрим самые массовые разновидности кистеней. Восточный, степной, кистень - это рукоять длиной не более предплечья, и примерно такой же (или более короткий) длины хлыст. На конце хлыста закреплена овальная или грушевидная гирька весом не более 100-200 грамм, из металла или оленьего (лосиного) рога. Собственно, каждый видел такой кистень у нео-казаков под названием "нагайка". Пропорции кистеня позволяют нанести быстрый и резкий удар такой силы, что даже гирька из рога способна пробить голову (а роговые кистени были в ходу по окраинам вплоть до XIX в.). Согласно книге Гиляровского "Москва и москвичи", в ногайских степях так охотились на волков с седла.

Европейский кистень, или, точнее, боевой цеп, имеет более длинное древко. Гравюры XV-XVI вв., в частности, известный портрет Яна Жижки, показывают древко до плеча, цепь длиной с предплечье и гирю с шипами, общим размером больше кулака, но меньше головы. Как показывает практика, цепь большей длины уже склонна замедлять полет гири. Лишним косвенным доказательством верности выбора длины служит то, что короткие плети для удара вблизи всегда не превышают 30-35 см длины хлыста, в то время как поражающее действие более длинного кнута совершенно не похоже на удар кистенем, и, скорее, состоит в резком сдергивании наконечника с поражаемой поверхности.

Третий, промежуточный, тип кистеня, имеет название "боевой бич". Это оружие чуть более длинное, чем степной кистень, но с теми же пропорциями. Это оружие одной руки, применяемое в ту же эпоху раннего пластинчатого доспеха - XIV-XV вв. Треххвостая разновидность боевого бича была показана в сцене турнира во французском фильме "Чудо волков" с Жаном Марэ. Это оружие на рукояти длиной в руку прекрасно подходит для "стрельбы по площадям", проминая любую подставленную поверхность.

КИНЖАЛ

Пробивная способность

Кинжал, как меньшая разновидность меча, в принципе, имеет ту же пробивающую способность, за исключением тех случаев, когда удару требуется большая инерция. Поэтому никто и никогда не пробовал рубить кинжалом доспехи. Кинжал всегда имел форму, удобную для укола.

Исходя из этой функции, он и применялся везде в Евразии. Стоит внимательно посмотреть на форму острия у кавказских, индийских и европейских кинжалов - чаще всего, острие утолщено и имеет граненую форму, специально для усиления бронебойных свойств. Этого обычно достаточно для кольчужного или пластинчатого (из пластин на основе) доспеха, и даже полный пластинчатый доспех не всегда успешно противостоит граненому кинжалу. Естественно, что для этого кинжал должен иметь массивное лезвие с центральным ребром, сильно заостренное на конце.

Таким образом, кинжал никак не менее меча способен пробивать большинство доспехов сильным колющим ударом. Однако, для этого еще важна и форма эфеса.

Форма эфеса

Для хорошего пропарывающего удара рука должна быть хорошо зафиксирована. Кавказские кинжалы, не встречавшие ничего мощнее кольчуги, имеют почти символическое навершие и гарду. Но уже индийские S-образные бронебойные кинжалы имеют навершие и гарду в форме сильно вытянутого в стороны перекрестия, намертво фиксирующего руку. Аналогично устроен европейский прямой кинжал базилард (по месту первоначального изготовления - городе Базеле), а кинжал, именуемый оружиеведами прошлого века то рондель, то кинжал с шайбой ( буквально переведенное нем. Scheibendolch ) зажимает кулак между двумя широкими дисками по обе стороны рукояти. Почти стопроцентно, кинжал может пробивать доспехи в случае, если он имеет массивные и широкие навершие и гарду. Конечно, есть и исключения, но они рассчитаны на пробивание кольчуг - те же кавказские кинжалы, персидский нож кард без навершия и гарды, или многие ятаганы.

АРБАЛЕТ

Арбалет как супероружие

Арбалет до сих пор служит поводом для выливания исторического бреда на легковерного читателя. Даже спецвыпуск журнала "Оружейный двор", посвященный арбалету, ухитрился кое-где сам себе противоречить в этом вопросе. Главное же, что стоит проверять десять раз - это идея, что не было круче оружия в Средние века, чем арбалет.

На самом деле, арбалет известен столько же, сколько и лук - в исторической перспективе. Первые арбалеты применяли еще древние греки - на охоте. Боевые арбалеты изображены на франкских миниатюрах. Основные сведения об арбалетах начинаются с XII в., когда он действительно попал в поле зрения церкви как слишком убойное оружие, и был запрещен под страхом отлучения от церкви, правда, ненадолго. Однако, был ли он таким уж крутым?

Мощность стрелковому оружию типа арбалета или лука дает гибкий элемент - лук. Главное отличие арбалета от лука в том, что арбалетчику не надо надрываться, удерживая тетиву в натянутом положении, ловя при этом цель. Но - возникает другая проблема. Тетиву еще надо натянуть, дотащив до спускового механизма. Поэтому арбалеты не могли сильно превышать возможностей лука - ибо их все равно нужно было натягивать руками. В XII веке, однако, был изобретен первый натяжной механизм - сначала стремя на арбалете, а потом и поясной крюк, так что тетиву тянули уже не руками, а всем телом, зацепляя тетиву и разгибаясь. Арбалет стал чуть сильнее лука, и вдобавок - обучение арбалетчика гораздо короче, чем лучника. Так что арбалет был запрещен не потому, что он был крут, а потому, что он был крут и общедоступен одновременно. А другого кошмара рыцаря - большого лука - тогда еще не существовало в природе, не то и он бы попал под запрет. Не забудем, что господствующим доспехом тогда была кольчуга, крайне уязвимая для любого стрелкового оружия.

Серьезным же оружием арбалет стал когда его лук стал стальным, а особенно после изобретения механических средств натяжения - рычага "козья нога" (XII-XIII вв.), блочного ворота, известного как английский ворот (XIV-XV вв.) и реечно-редукторного ворота, аналогичного реечному домкрату (XVI в.). Как видно из датировки, последнее устройство, действительно одновременно компактное и мощное, до 200 кг усилия натяжения, было изобретено тогда, когда оставались считанные десятилетия применения арбалета на поле боя. (и для него требовалась такая же культура металлургического производства, как и для самого высокопрочного стального доспеха) Блочный ворот, обеспечивая нагрузку примерно 100-150 кг, был настолько громоздок, что применялся только при стрельбе со стационарной позиции. А козья нога давала усилие менее 100 кг, что мало чем отличается от возможностей большого лука, именно в XIV веке изобретенного. Таким образом, только осадные арбалеты превышали возможности современного им лука, но их никогда не применяли в полевых условиях.

Что мощнее - лук или арбалет?

Спор лука и арбалета шел все Средние века, и окончился только потому, что вмешалось огнестрельное оружие, и убрало с поля боя обоих. В то время, когда луки были малыми, арбалет тоже был не особо мощен. Когда же появился большой лук, способный пробить рыцаря в кольчуге насквозь и пришпилить его к лошади сквозь седло (исторический факт!), то и арбалет стал мощнее. В общем и целом, арбалет брал доступностью (хороший стрелок-лучник готовился с детства, а арбалетчика готовили несколько лет) и мощностью прицельного выстрела, а лук брал скорострельностью (2-3 выстрела в минуту у арбалетчика против 6-12 прицельных выстрелов у лучника). В остальном проблемы у лука и арбалета были те же - плохая пробивная способность при попадании не под прямым углом к поверхности, плохая пробивная способность свободно висящей ткани (на этом была основана конская броня из плотно простеганной попоны почти до земли), плохая мощность при стрельбе под дождем, из-за размокания тетивы и древесины лука. Вообще, краткая картина на любой момент времени была такова: ничто не дает оснований считать, что арбалет является намного более мощным и убойным оружием, чем лук.

Стрелковое оружие - мощнее или слабее ручного?

Старое искушение мастеров - создавать бонусы какому-то одному оружию в ущерб другим. В 1991-93 гг. это был топор, затем двуручный топор. С 1994 г. спец. бонусы стал получать арбалет. Иногда бонусы даются луку. Но вот - стоит ли? Стрелковое оружие - не огнестрельное - не имело ни малейшего останавливающего действия, убивая противника за счет протыкания жизненно важных органов, потери крови либо заражения раны. Именно поэтому первые пороховые стрелялки и стали пользоваться бешеным успехом, что валили с ног даже при несмертельном ранении. А лук и арбалет, протыкая противника стрелой, не мешали ему вести бой, пока вся кровушка не вытечет, а в глазницу или сердце еще нужно попасть в горячке боя. Поэтому представление о том, что удар мечом или копьем, причиняющий гораздо большую кровопотерю, а вдобавок и больший болевой шок, слабее попадания стрелы, не соответствует реальному положению дел и приведет к еще одному перекосу в ассортименте игрового оружия.



<< >> << >> << >>