Наш клуб | Игры | Оружейная | Думки | Галерея | Дороги | Гостевая | Мастера | Форум

Оружейная мастерская.

Костюмы

Автор: Торувиель Каэллах аэп-Рианнон

Поздняя римская империя и эпоха переселения народов

"Обычной народной одеждой является плащ, скреплённый застёжкой или просто булавкой, в котором германцы проводят целые дни у костров. Только самые богатые, которые хотят отличиться от остальных, носят также и нижнюю одежду, которая, однако, не так свободна и широка как у сарматов и парфян, а плотно прилегает, так что под ней ясно вырисовывается фигура. Они носят и звериные шкуры, племена на Рейне и Дунае - без выбора, а племена живущие внутри континента весьма тщательно отбирают кожу… Женщины закутываются в льняные покрывала с пурпурово-красной отделкой, верхняя часть которых, однако, рукавов не образует. Поэтому плечо, предплечье и верхняя часть груди открыты…"

Публий Корнелий Тацит.

Кочевой образ жизни, который принесли с собой вандалы, саксы, готы и прочие завоеватели Европы, более суровый климат и практическая потребность в одежде наездника вот важнейшие элементы оказавшие влияние на формирование одежды того времени. Эти элементы являются даже более важными, чем этническая принадлежность. Практически каждый евразийский народ одевался подобным образом, в тот или иной период своей истории.
Мужчины носили штаны, которые так презирали римляне. В дополнение к ним надевалась туника, продолжавшая античный покрой. Но именно "варварские" штаны были очень плодотворной новинкой - ведь именно с этого времени европейская одежда стала различаться на мужскую и женскую. Кстати, существует такой исторический анекдот о происхождении штанов: Однажды Царица Савская, гуляя по своим садам, случайно подняла глаза на стражников патрулирующих стены. На них были одеты только короткие подпоясанные туники… Зрелище настолько не понравилось царице, что вскоре вся армия ходила в штанах.
vsant-rom-1.gif (9128 bytes)В V и VI веках писатели Сидоний Аполлинарий и Агафий уже конкретно пишут о коротких и длинных штанах разных расцветок. Одежда варваров казалась им весьма целесообразной. Штаны дополняет короткая рубаха. Эти элементы вошли затем в одежду последующих столетий и стали основой, как для среднеевропейского, так и для восточного костюма.
Эпоха переселения народов характеризуется всеобщей беспорядочностью и неразберихой длящейся несколько столетий; Эта эпоха так и не создала единого стиля ни в искусстве, ни в одежде. Стилевые течения взаимно влияли, переплетались друг с другом.
С технической стороны область костюма была ограничена примитивностью прядения, ткачества и традициями быта. А образ жизни общества не вызывал ещё потребности в совершенстве одежды, арсенал её был весьма скуден и укладывался в четыре наименования: рубаха, штаны, плащ и покрывало.
"Сказал из Тронеге Гаген: Какой-нибудь значок нашейте на одежду"
vsant-rom-2.gif (8054 bytes)Песнь о Нибелунгах
Сведения об одежде эпохи переселения народов сохранились в основном в виде небольших художественных изделий, которые служили украшением одежды, как гражданской, так и военной. Это, главным образом драгоценности, свидетельствующие о том, что и в те времена ценили красивую одежду и украшения, любили ювелирные изделия и сложные орнаменты.
Цвет, украшения и материал характеризовали общность, группу людей, клан или род:
1.    как единую хозяйственную группу, располагающую одинаковыми сырьём, красителями и способом производства;
2.    как единую духовную группу, объединённую единомыслием и духовным укладом (обычаи, этика, мораль)
Эти признаки, практически определившие декоративный строй одежды и украшений впоследствии закрепились как национальные (орнамент, вышивка, разрисовка, аппликация, цвета и т.д.)
Фибулы, запонки, пряжки и драгоценности виде кругов или стилизованных голов животных, безусловно, являются наиболее выразительным свидетельством культуры той эпохи.
Наряду с драгоценными изделиями, всю Европу в то время охватила мода на простые бронзовые украшения со сложно переплетенными орнаментами, стилизованными изображениями животных и растений. Их можно рассматривать как продолжение культуры бронзового века, но всё-таки принято выделять отдельный "звериный стиль" . Эти мелкие вещички, вероятно для повседневного использования являются "народным искусством" той эпохи, а так же одним из источников более позднего романского искусства. Отличные коллекции подобных предметов хранятся, например, в Эрмитаже или Ростовском областном краеведческом музее.

vsant-rom-3.gif (4593 bytes)
1
vsant-rom-4.gif (2623 bytes)
2
vsant-rom-5.gif (3184 bytes)
3
vsant-rom-6.gif (3382 bytes)
4
vsant-rom-7.gif (7698 bytes)
5
vsant-rom-8.gif (3800 bytes)
6
. Декоративные изделия эпохи переселения народов
1.    Фрагмент пояса
2.    Серебряная пряжка
3.    Серебряная женская гривна
4.    Фибула
5.    Поясная пряжка в "зверином стиле"
6.    Литой бронзовый браслет с цветочным орнаментом

Романский период.

Вид женщин этой эпохи весьма живописный и яркий… Но одежда носит полуварварский, неэлегантный, незаконченный характер… Из разных языческих, классических и византийских элементов, которые до сего времени не сочетались между собой теперь начинает создаваться новая культура.
Якоб фон-Фальке. 1875

vsant-rom-9.gif (6073 bytes) От периода великого переселения народов европейцам остались меховые и кожаные плащи, кожаные элементы защитной одежды (панцири, ламеллярные доспехи…) примитивная обувь и обмотки для штанов. С таинственного и призрачно далёкого Востока как драгоценная и малодоступная роскошь изредка приходили легендарные ткани и благовония.
В обилии создавались народами бронзовые и костяные обереги и украшения - накладные и навесные, орнаментальные обрамления которых выполнялись в зверином (тератологическом) стиле. Все это и легло в основу романского стиля костюма. Это длинные и короткие туники, надеваемые одна на другую. Многослойные платья византийского типа - нижнее рубашкообразное платье с узкими рукавами, поверх которого одевалось верхняя одежда подобного же покроя, но с более широкими рукавами, края которой отделывались широкой каймой.
Музыкантша. Иллюстрация из Тропэр де Сан-Мартиаль в Лиможе, XIв.

Плащи, пришедшие из античной моды, - от шкур до сшитых кусков такни, сколотых, связанных, прошнурованных, с отделкой и без, становятся универсальной одеждой всех классов. Причём как холодно бы ни было, рука мужчины держащая оружие всегда будет открыта. Соответственно плащи скрепляются фибулами, цепочками, связываются только на одном плече. И только самые богатые и знатные могут позволить себе кутаться в плащ подобно больным и старым. И эта деталь сохранится на протяжении многих веков. Голова женщин покрыта небольшим покрывалом, которое ниспадает на плечи, а поверх него часто накидывается ещё и верхний плащ.
Штаны - короткие, до колен, и длинные, прикрепленные обмотками к икрам и заправленные в кожаные чулки или обувь - постолы. Обуви не хватает красочности, и разнообразия фасонов - поголовно все носят полувысокие ботинки без застежек. Но уже в это время начинает появляться обувь с клювообразно вытянутыми мысами; эта деталь широко распространится только в позднем средневековье.
Бедра у женщин и мужчин охватывал пояс с прикрепленным к нему оружием, оберегами, гребными и кошельками. Колты - височные подвеки, венцы - крепящие волосы, шейные гривны, браслеты, серьги, амулеты, пряжки на поясах и плащах - украшали и заполняем плоскости одежды.

vsant-rom-10.gif (9129 bytes) vsant-rom-11.gif (10674 bytes)
Пример мужского костюма романского периода Пример женского костюма романского периода


Покрытия для головы также не отличаются разнообразием и изобретательностью, формы их не сложны. Носят полукруглые шапки либо нечто вроде фригийского колпака.
В прическах по-прежнему господствует античная традиция, волосы коротко подстрижены, большинство мужчин ходят без усов и бороды, их оставляют только высшие церковные и светские сановники. И у женщин прическа не отличается выразительными чертами - накидка, которой почти у всех прикрыта голова, не способствует созданию сложных причесок. Длинные женские волосы оставляются не завитыми и только свободно расчесываются.
Писатель IХ века Эгинхарт оставил нам описание одежды Карла Великого: "Рубаха, штаны, чулки с обмотками, туфли, меч на перевязи; зимой - нагрудник из шкуры выдры, закрывающий горло и грудь, плащ". Из этих строк видно, что простота формы одежды характерна для всех классов романского общества.

Византия

Твоё великолепное облачение держится на застёжке из золота. Ты кутаешься в драгоценную пурпурную мантию. Только накидка, сотканная из золотых нитей, достойна твоих плеч, только пояс, усыпанный драгоценными каменьями - твоих бёдер и только золотые ремешки твоей обуви.
IX в. Неизвестный монах

Византийская мода взяла за основу античную одежду, как верхнюю, (тогу, паллиум, пенулу и т.д.) так и нижнюю (тунику). Изменились только названия.
Туника стала далматикой (dalmatica) или альбой (alba), из пенулы (короткого плаща) появилась касула альда (casula alda). Эти типы одежды стали затем составной частью церковного одеяния и существуют до сих пор.
vsant-rom-12.gif (7488 bytes)При императорском дворе античная одежда подвергается ещё большим изменениям. Тога уже не драпируется, потому что шьётся из жёсткой парчи, на которую нашиты металлические пластинки, а многочисленные вышитые узоры делают её ещё более жёсткой. Посредством такой одежды выражались титул владельца, его права и обязанности.
Император носил обычно белую шёлковую тунику, подпоясанную золотым поясом и украшенную золотой отделкой. Верхний плащ пурупурного цвета, бывший хламис, ниспадающий до самой земли, украшался эмблемой наивысшей императорской власти - таблионом (tablion) из богато вышитой драгоценной парчовой ткани. Придворные тоже носили таблионы, но только из гладкой ткани. Таблион - это как бы парадная накидка надетая поверх плаща с передней и задней стороны.
Именно в Византии зародилась новая женская мода - носить сразу по несколько одежд, которые одевались одна на другую. Это были широкие туники рубахообразного покроя, к которым добавились рукава. Нижняя одежда имела прилегающие рукава, а верхняя более широкие. Поверх этих туник одевался ещё жёсткий плащ, заполненный богатой декорацией и орнаментом.
В богатом византийском костюме были практически забыты шерсть и полотно. Наступило господство парчи, затканной золотыми и серебряными нитями, украшенной богатой вышивкой, жемчугом и драгоценными камнями. Эти дорогие ткани вырабатывались в самой Византии, где уже с VI века знали секрет производства шёлкового полотна. Изготовление шёлковых тканей и пурпурового красителя стало в Византии государственной монополией.
Чаще всего парча была украшена геометрическим узором из кругов, квадратов, крестов и звёздочек лиюо стилизованными животными и растениями. Эти образцы и стали основой орнаментики средневековья. В Европу эти ткани попадали, прежде всего, как ценные дары для королевских даров, или как особо ценный импортный товар, либо случайно - в результате крестовых походов или набегов викингов.
Византийская мода сохранилась в русской придворной одежде на протяжении более чем 800 лет практически без изменений. И насильно была заменена на общеевропейскую только Петром I.


 



<< >> << >> << >>