Наш клуб | Игры | Оружейная | Думки | Галерея | Дороги | Гостевая | Мастера | Форум

Оружейная мастерская.

Женский костюм XIII века для РИ

Автор: Галина Карпутина

Большинство персонажей на РИ носят дворянские титулы, поэтому я сразу хочу обратить ваше внимание на то, что

  • все высказанные здесь замечания относятся только к дворянскому костюму.

  • Если ваш персонаж не знатного рода, если его костюм должен включать атрибуты того или иного ремесла, если ваш персонаж – не мирянин и вам хотелось бы получить соответствующую информацию о костюме, пишите мне по адресу - http://www.alexander6.ru/alexander6/galine@km.ru. Возможно, я смогу дать вам необходимые рекомендации.

Вернемся к дворянам. У нас ролевая игра, а не историческая реконструкция и шить костюмы вручную, из аутентичных тканей нам нет нужды. Но в этой статье хотелось бы обратить ваше внимание на самые основные правила, без соблюдения которых костюм не сможет соответствовать вашему титулу.

Будем исходить из того, что часть костюма мы можем сшить специально к игре, а часть будем искать в уже имеющемся у нас гардеробе и увязывать с остальными частями костюма, ориентируясь на изложенные ниже правила.

СОВЕТЫ ДЛЯ ЗНАТНЫХ ДАМ
Минимум одежды, которому следует быть в гардеробе знатной дамы:

  • 1 котта;

  • 1 сюрко;

  • 1 плащ;

  • 1 головной убор.

Узнать, что такое котта, сюрко, какими были в то время плащи и головные уборы можно по адресу http://www.langedoc.narod.ru/costumes.htm
Если есть возможность, запаситесь:

  • Парой сменных рукавов к котте,

  • Еще одним головным убором (на случай смены роли или социального статуса. Вспомним, что ничто так не изменяет костюм, как хороший головной убор. Сразу замечу, что «хороший» – не значит дорогой);

  • Из аксессуаров - парой перчаток, кошельком на пояс, крупной брошью.


ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА
1. Ваши одежды должны быть длинными. Настолько длинными, насколько позволяют полевые условия. Щиколотки в любом случае должны быть закрыты. В оригинале верхние платья могли открывать лишь носки обуви и часто шились с небольшим шлейфом.



2. Разрезы допустимы только на верхней одежде, чаще всего дорожной (т.е. предназначенной для верховой езды; разрезы облегчали посадку в седле). Глубоких разрезов на платье в декоративных целях не делали. Платье с разрезом может быть приравнено к порванному, а что вы за Дама, если ходите в рванье?

3. Декольте в начале XIII века не носят. Впервые открывать основание шеи и плечи начинают не раньше последней трети XIV века, т.е. на 150 лет позже интересующего нас периода. Если вы появитесь на людях в декольтированном платье, открывающем всего лишь ключицы, вас сочтут потерявшей рассудок или развратницей и будут правы.

4. Замужние женщины обязательно носят головные уборы. Чаще всего это вуаль (кувр-шеф, гимп), венцы из ткани или шапочки (ток, турэ, филлет) и различные их сочетания. Если вы замужем и вышли на люди с непокрытой головой, это будет истолковано либо как знак глубокого траура, либо как замутнение рассудка, либо как крайне непристойное поведение.
Незамужние девицы могут ходить с распущенными волосами, перехваченными обручем, расшитой лентой или изящным венком из свежих цветов.

5. Руки Дамы всегда закрыты. Если у вас одежда с широкими рукавами, под ней обязательно должна быть котта с длинным узким рукавом до кисти.
Никаких голых рук! Это удел служанок, крестьянок и развратниц. Вспомним, что нижнюю рубашку в это время тоже не показывают, поэтому рукавам нижнего платья лучше не напоминать рубашечные.
Чтобы рукава котты плотно облегали руки, их выкраивали сужающимися к кисти. Если этого оказывалось недостаточно, от локтя до кисти рукава дополнительно сужали при помощи шнуровки или ряда мелких пуговиц на ножке, изготовленных из металла, дерева, кости и других материалов.

!!! Если нет возможности сшить эту дополнительную котту, запаситесь просто парой длинных рукавов, сшив их специально или отпоров от старого платья, которые вы подденете под одежду с широкими рукавами, прикрепив их изнутри по линии проймы. Кстати, эта пара рукавов пригодится вам в будущем почти для любого костюма.

!!! Когда будете подбирать украшения для костюма (например, крупную брошь, которая исполнит роль аграфа, и будет украшать ваше платье на груди или под вырезом горловины по центру), постарайтесь избегать граненых камней, т.к. в XIII веке секрет огранки кристаллов еще не был известен ювелирам.

Очень хорошо для ваших целей подойдут украшения 60-70х гг., которые можно найти в комиссионных отделах, на развалах и различных вернисажах, а также в самых непредсказуемых местах. Присматривайтесь к тому, чем торгуют старушки.

ИЛЛЮСТРАЦИИ ИЗЛОЖЕННЫХ ПРАВИЛ
(по изображениям с французских миниатюр и скульптуры первой половины XIII века)
1. Французская горожанка. Рисунок с изображения 1220-х гг.
Suit1.gif (57337 bytes)
Костюм горожанки одновременно строг и комфортен.
На женщине длинная котта (видны только носки обуви!) с узкими рукавами, закрывающими запястье. Платье подхвачено узким поясом, один конец которого по обычаю XIII века спущен до колен.
Шея и часть груди достаточно плотно укутаны покрывалом.
Плечи женщины укрыты плащом с очень характерной для начала XIII века застежкой - полы плаща соединены шнуром, который мог слегка провисать, располагаясь на груди, также этот шнур могли смещать на плечо, закреплять крупной брошью-аграфом или придерживать рукой.
Повседневный костюм знатной женщины и приведенный в качестве примера костюм зажиточной горожанки внешне практически не отличались. И та и другая носила одинаковые виды одежд.
Разница если и была, то только в деталях – знатная дама при том же фасоне платья могла использовать более дорогие материалы для платья (например, сукно дорогой выделки с более ярким и стойким окрасом), его отделки (например, шелк для оторочки и вышивки) и аксессуары (пуговицы из дорогих материалов, пояс с металлическими украшениями, перчатки из тонкой кожи, дорогие украшения).
Несомненным отличием костюма знатной дамы послужат дорогие меха – беличий, горностаевый, соболий, куний, - которыми будут подбиты или оторочены (это более бедный вариант) её верхние одежды.

2. Рисунок статуи времен правления Филиппа-Августа. 1200-10х гг.
Suit1.gif (57337 bytes)
Женщина облачена в длинные одежды, подол которых спускается до земли и драпируется широкими складками. Хорошо видны две одежды - котта и плащ, а также гловной убор – филлет (другое его название - турэ).
Котта имеет характерный для начала XIII века покрой - платье равномерно расширяется к подолу, не приталено и не зашнуровано по бокам, но собирается поясом и закладывается над ним дробными складочками. Рукава напротив плотно обхватывают руки и шнуруются от локтя до запястья (на изображении хорошо видна шнуровка).

Плащ, судя по его расположению на плечах, выкроен в форме полукруга, а та его часть, что охватывает шею, обшита дополнительной полосой ткани, прообразом отложного воротника.
Полы плаща соединяются шнуром или лентой ткани. Сложенные ладони женщины одновременно передают молитвенный жест и придерживают шнур плаща. Подобное положение рук является своеобразным знаком эпохи и встречается нам практически на всех изображениях первой половины XIII века.

Голову женщины венчает широко распространенный головной убор - филлет. Обилие его изображений в различных ракурсах на миниатюрах и скульптурах XIII века позволяет судить о конструкции. Этот головной убор состоял из двух основных частей - невысокого венца на жестком каркасе, задрапированном тканью, и полосы ткани, обрамляющей лицо и проходящей под подбородком и венцом. Довольно часто этот комплект дополнялся третьей деталью - сеточкой для волос. Характерной особенностью головного убора, впрочем как и головных покрывал того времени, являлся их белый (или близкий к белому) цвет и дорогая ткань.
На поясе, украшенном, по всей видимости, металлическими накладками, спереди расположен небольшой кошелек. Обычно такие кошельки для мелочи являлись неотъемлемым атрибутом костюма знатной дамы, идущей в церковь. Мелочь раздавалась нищим, встречающим прихожан на выходе из храма после мессы.

3. Фрагмент миниатюры из "Дикретов Грациана". Франция, 1224-27 гг.

На миниатюре изображена сцена сватовства. Одежды двух женщин дают нам представление об основных составляющих женского костюма начала XIII века.

На женщине, изображенной слева, мы сразу можем узнать котту с знакомыми узкими рукавами и высоким вырезом горловины.
На плечи накинут плащ, соединенный спереди шнуром, который слегка придерживается рукой. Одна из пол плаща задрапирована и придерживается локтем. Голову венчает филлет - головной убор, состоящий из невысокого венчика, ленты, подвязанной под подбородком, и сеточки для волос.
На второй женщине, изображенной справа, точно такой же головной убор, но в остальном костюм значительно отличается. Поверх котты мы видим сюрко без рукавов с достаточно глубоко вырезанными и украшенными контрастной отделкой проймами.
Еще раз позволю себе обратить ваше внимание на длину одежд - изображение позволяет сравнить длину мужского и женского платья, и мы видим, насколько они отличаются. Женское платье как правило ниже пят, нередко оно имело шлеф (длина его определялась, во-первых, социальным статусом дамы, во-вторых, её достатком и ни в коем случае не наоборот!).

4. Фрагмент миниатюры из "Часослова Иоанна Беррийского". Танец Саломеи. Франция, 1364 г.
Suit4.gif (99708 bytes)
Эту миниатюру XIV века я предлагаю вашему вниманию для контраста, чтобы остановиться на типичных ошибках, которые допускаются при моделировании костюмов XIII века.

Присмотритесь внимательней - общее впечатление от женского костюма достаточно сходно с тем, что мы встречали в первой половине XIII века: длинные платья расширяются книзу и драпируются мягкими складками ниже пят; платьев два - верхнее и нижнее; нижнее платье имеет сужающийся к запястью рукав.
Но, несмотря на внешнее сходство, имеются достаточно серьезные отличия, которые ясно указывают на то, что платье сшито на 150 лет позже событий альбигойских войн.

И на Саломее, и на королеве, сидящей за столом, мы видим платья, которые плотно облегают верхнюю часть тела, подчеркивая завышенную линию талии. Высоко поднятые волосы и отсутствие украшений позволяют сделать акцент на красоте открытой шеи - глубокое декольте входит в моду.

Эти выделенные мной черты не могут относиться к костюму XIII века. В это столетие шнуровка платья по бокам допустима, но талия всегда должна оставаться на талии. Что касается декольте - несмотря на эффектность и женственность декольтированных платьев, я прошу вас воздержаться от глубоких вырезов для костюмов на РИ по XIII веку. И не может служить оправданием известная нравственная свобода жителей Южной Франции - как показывают нам источники, женский костюм различных районов Италии, Франции, Англии, Испании в XIII веке не имел существенных отличий и правила, изложенные мной выше, относились в равной мере к женскому костюму каждой из этих стран.
* * *
ВНИМАНИЕ!

  • Исторические выкройки

  • Рекомендации по шитью

  • Изобразительные источники

  • Фотографии сшитых платьев-реконструкций

по Западной Европе начала XIII века опубликованы в более полном варианте этой статьи,
в разделе “Костюм” на http://langedoc.narod.ru/


 



<< >> << >> << >>